|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Как объекту III категории правильно рассчитывать плату за выбросы?Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 9 сентябрь 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Природопользователи, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на объектах НВОС[1] III категории, являются лицами, обязанными вносить плату за НВОС[2]. В статье рассмотрим, как рассчитать сумму платы за НВОС в части выбросов для объекта III категории и в каких случаях должен применяться тот или иной стимулирующий коэффициент.
Согласно ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату: • для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период; • в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019; далее — Перечень).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (далее — ПЭК), при этом должны учитываться объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ), временно разрешенных выбросов (далее — ВРВ), превышающих такие нормативы и выбросы (включая аварийные). Плата за НВОС по итогам отчетного периода исчисляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень, на соответствующие ставки указанной платы[3] с применением установленных коэффициентов и суммирования полученных величин. Коэффициенты применяются для стимулирования природопользователей к проведению мероприятий по снижению НВОС, в т.ч. в случае превышения установленных НДВ и ВРВ. Чтобы понять, как хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах III категории, рассчитывать сумму платы за НВОС в части выбросов и в каких случаях ими должен применяться тот или иной стимулирующий коэффициент, необходимо определиться с основополагающими документами, в соответствии с которыми такие субъекты должны рассчитывать плату за НВОС. НДВНДВ, за исключением высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории (п. 4 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ). Запутанная формулировка наконец расшифрована в подзаконных актах: • Положении о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 (далее — Положение № 2055); • Методике разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 (далее — Методика № 581). Согласно данным НПА для объектов III категории НДВ разрабатываются (рассчитываются) только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности в соответствии с санитарными правилами) при их наличии в выбросах. Дополнительно к этому Методика № 581 уточняет, что для действующих объектов III категорий НДВ разрабатываются на основе данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух[4]. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются НДВ, определяется посредством выбора из перечня загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников объекта НВОС, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности в соответствии с санитарными правилами), включенных в Перечень.
Обратите внимание Просто разработать (рассчитать) НДВ для объекта III категории недостаточно. НДВ должны быть утверждены (установлены) хозяйствующим субъектом, что возможно только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам. До получения положительного санэпидзаключения разработанные (рассчитанные) НДВ не являются утвержденными (установленными).
При исчислении платы за НВОС хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, к ставкам платы применяются следующие коэффициенты (п. 5 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ): • 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ; • 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные НДВ. Таким образом, именно утвержденные (установленные) НДВ для объектов III категории будут являться документом, на основании которого должна рассчитываться плата за НВОС в части выбросов веществ I, II классов опасности. Согласно Правилам № 255[5] плата за НВОС в пределах (равных или менее) НДВ (ссылка на конкретную категорию объекта НВОС отсутствует) рассчитывается по формуле, указанной в п. 17, с применением коэффициента 1. В этом пункте нет прямого указания на применение формулы для объектов III категории в отношении утвержденных (установленных) НДВ для веществ I, II классов опасности, не превышающих НДВ, однако ее использование в отношении таких объектов логично и сопоставимо с указаниями Федерального закона № 7-ФЗ. В отношении веществ, выброс которых на объектах III категории в отчетный период превысил утвержденные (установленные) НДВ, Правила № 255 не содержат указаний по использованию какой-либо формулы, однако игнорировать применение коэффициента 25 в такой ситуации в силу Федерального закона № 7-ФЗ нельзя. Самая подходящая формула для описанных условий содержится в п. 21 Правил № 255.
К сведению Понимая недоработку Правил № 255, Минприроды России опубликовало разъяснительное письмо от 27.01.2021 № 12-50/825-ОГ «Об объектах III категории» (далее — письмо № 12-50/825-ОГ), в котором подтверждается использование формул:
Отсутствие утвержденных (установленных) НДВ не тождественно ситуации их превышения, однако, следуя логике, все равно должен быть применен коэффициент 25 в отношении веществ, для которых законодательством предусмотрено утверждение (установление) НДВ для объектов III категории. Но Правила № 255, как и Федеральный закон № 7-ФЗ, не дают должных указаний. В пункте 21(1) Правил № 255 перечисляются документы, отсутствие которых обязывает природопользователя применять к ставкам платы повышающие коэффициенты, и для выбросов на объекте III категории такой коэффициент равен 25. Логика госоргана в части применения коэффициента 25 в описанной ситуации может быть такой: • для объекта не утверждены (не установлены) НДВ, а значит, они равны 0; • объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, для которых предусмотрено утверждение (установление) НДВ, значение которых в отчетном периоде составило выше 0, приравниваются к превышению НДВ. ВРВПри невозможности соблюдения НДВ для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников, расположенных на объекте НВОС, разрешением на временные выбросы[6] устанавливаются ВРВ на период поэтапного достижения НДВ[7]. Таким образом, для веществ I, II классов опасности, выброс которых осуществляется на объекте III категории, при несоблюдении НДВ могут быть установлены ВРВ. [1] Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. [2] См. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). [3] См. Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (в ред. от 24.01.2020), 11.09.2020 № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду». [4] См. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (в ред. от 17.09.2019). [5] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). [6] С 01.09.2021 вступили в силу Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 828. [7] См. ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 11.06.2021; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ). |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |