Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенНатали.

Посмотреть все

RSS

Заключение_19455ОФД26и_от_14_августа_2014_г.doc

Рубрика: Обсуждение НПА
Ответов в теме пока нет

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Наталья
Статус неизвестенНаталья
N.Khudyakova@profiz.ru
Россия, Москва
Написал 104 сообщения
Написать личное сообщение

Репутация:
+ 9 −
#1[169]  4 сентября 2014, 15:48
Оценок нет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минприроды России
«Об утверждении порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности»

Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее – разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан на основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), пункта 5.2.30 Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 – 23 Правил, разработчиком соблюдены. Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 4 сентября 2013 г. по 19 сентября 2013 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее – сводный отчет) в срок с 30 апреля 2014 г. по 30 мая 2014 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: regulation.gov.ru/project/6979.html.
В адрес Минэкономразвития России в рамках публичных консультаций по проекту акта поступило обращение Б.А. Фоменко по вопросу учета замечаний и предложений к проекту акта (письмо от 31 июля 2014 г. № 2), а также позиции ОАО «Интер РАО», ООО «Сибирская генерирующая компания», ОАО «СУЭК». Указанные замечания и предложения учтены при подготовке настоящего заключения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России проведено совещания 24 июля 2014 г. и 31 июля 2014 г. с представителями разработчика и субъектов предпринимательской и иной деятельности. Кроме того, Минэкономразвития России письмом от 28 июля 2014 г. № Д26и-434 направило запрос разработчику с целью уточнения рисков предлагаемого регулирования.
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний к проекту акта в ходе проведения дополнительных публичных консультаций и указанных выше совещаний, Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие риски.
1. До 1 августа 2014 г. порядок паспортизации отходов осуществлялся в соответствии с приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». В соответствии с пунктом 5.2.30 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 № 404 (далее – Положение об МПР), Минприроды России принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе порядок паспортизации опасных отходов.
Согласно письму Росприроднадзора от 26 марта 2012 г. № ВК-08-03-36/3421 в части паспортизации отходов до вступления в силу соответствующего приказа Минприроды России Росприроднадзор при проведении работ по паспортизации отходов руководствуется Приказом № 570, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. В настоящее время Приказ № 570 утратил силу в связи с изданием приказа Ростехнадзора от 27 марта 2014 г. № 125 «О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 г. № 570». При этом соответствующий проект акта о порядке отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, разработанный Минприроды России в соответствии с пунктом 5.2.30 Положения о МПР, в настоящее время не утвержден и не зарегистрирован в Минюсте России.
Следовательно, с 1 августа 2014 г. согласно части 2 статьи 14 Закона об отходах установлены требования по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, который в настоящее время отсутствует.
2. Следует отметить, что, по мнению участников публичных консультаций, с принятием проекта акта возникают риски существенного ухудшения положения природопользователей по сравнению с требованиями утратившего силу Приказа № 570.
2.1. Так, согласно пункту 3.1.1 Приказ № 570 для отходов, зарегистрированных в федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО), не требовалось предоставление материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, подготавливаемых заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды.
Данная позиция отражена в письме Росприроднадзора от 26 января 2012 г. № ВК-08-03-36/714, в соответствии с которой имеют место факты истребования территориальными органами Росприроднадзора материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, подготовленных в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Минприроды России от 15 июня 2001 г. № 511 (далее – Критерии), включенных в ФККО, утвержденный приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786 (в редакции приказа Минприроды России от 30 июля 2003 г. № 663), а именно: расчет класса опасности с дополнительным подтверждением отнесения данных отходов к V классу опасности для окружающей среды экспериментальным методом.
В соответствии с позицией Минприроды России, для видов отходов, которые зарегистрированы в ФККО, дополнительное подтверждение класса опасности для окружающей среды не требуется. Данная позиция, в том числе распространяется на включенные в ФККО отходы V класса опасности для окружающей среды.
Материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, подготовленные в соответствии с Критериями, необходимы только для не зарегистрированных в ФККО отходов I - V классов опасности. Однако, как для зарегистрированных, так и для незарегистрированных в ФККО отходов требуется определение их компонентного состава допустимым законодательством Российской Федерации способом (в целях идентификации).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 (далее – Правила № 712), на отходы, не включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды России, для их включения в ФККО. На отходы, включенные в ФККО в порядке, установленном Минприроды России, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 Правил № 712.
Таким образом, согласно положениям Правил № 712 для паспортизации отходов, включенных в ФККО, должна действовать упрощенная процедура паспортизации отходов и отнесения их к конкретному классу опасности и, следовательно, подпункт «г» пункта 7 проекта акта должен быть обязателен только в отношении подтверждения класса опасности отходов, не включенных в ФККО.
2.2. Принятие проекта акта и его вступление в силу в представленной редакции могут привести к усложнению процедуры подтверждения класса опасности для отходов, включенных в ФККО, возникновению у природопользователей дополнительных издержек и расходов, связанных с подтверждением класса опасности для отходов включенных в ФККО (расходы на оплату услуг специализированных организаций для выполнения расчета класса опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности, расходы на услуги лабораторий по проведению биотестирования отходов, включенных в ФККО), к увеличению сроков рассмотрения уполномоченными органами и экспертными организациями сроков рассмотрения материалов по отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности в виду увеличения числа рассматриваемых документов, к возникновению риска привлечения к административной ответственности за отсутствие результатов рассмотрения материалов по отнесения включенных в ФККО отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности.
3. Пунктом 7 проекта акта устанавливается перечень документов и обосновывающих материалов, необходимых для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды. При этом остается неясным целесообразность предоставления заявителем копий технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенных хозяйствующим субъектом, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах (абзац четвертый подпункта «в» пункта 7 проекта акта). Также, неясными представляются требования подпункта «б» пункта 7 проекта акта о необходимости предоставления информации о происхождении, составе, условиях образования (принадлежности к определенному производству, технологии), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отхода. Проектом акта и иными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу обращения с отходами, форма и требования к предоставлению указанных сведений, а также их конкретный состав не установлен, в связи с чем на практике могут возникнуть случаи установления избыточных требований со стороны территориальных органов Росприроднадзора и соответствующих должностных лиц. Вместе с тем обращаем внимание разработчика на то, что пунктом 2.5 упраздненного Приказа № 570 была установлена форма предоставления информации, включающей сведения о происхождении, составе, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания и требования к ней (приложение № 2 к Приказу № 570).
4. Согласно позиции ОАО «Интер РАО», ООО «Сибирская генерирующая компания», ОАО «СУЭК», химический анализ отходов, а также измерение кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, должны выполняться аккредитованной лабораторией. В соответствии с подпунктами «в», «д» пункта 7 проекта акта в составе документов, обосновывающих класс опасности, должны предоставляться документы об аккредитации лаборатории. Перечень видов деятельности, требующих обязательных аккредитаций и включенных в национальную систему аккредитации, определен статьей 1 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», а также приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 291 «Об утверждении Перечня областей аттестации экспертов по аккредитации». В этом перечне отсутствуют такие виды деятельности как химический анализ отходов, измерение кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.
Таким образом, получить аккредитацию на право проведения химического анализа отходов и измерение кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, невозможно. В этих условиях возможность допуска на рынок паспортизации отходов будут иметь только государственные подведомственные учреждения.
5. Также, согласно позиции ОАО «Сургетнефтегаз», пунктом 4 проекта акта установлено определение класса опасности вида отхода его химическим и (или) компонентным составом, при этом определения понятий «химический состав» и «компонентный состав» отсутствуют. Отсутствие однозначных определений создает условия для различного толкования норм проекта акта и возможных затруднений применения их на практике.
6. Сроки рассмотрения Росприроднадзором материалов заявителя, предусмотренные пунктом 14 проекта акта, составляют для отходов, включенных в ФККО не более 45 рабочих дней, а для отходов, не включенных в ФККО не более 90 рабочих дней. Согласно позиции ОАО «Сургетнефтегаз», указанные сроки являются чрезмерными. Считаем разумным сократить указанные сроки, например, указав их исчисление не в рабочих, а в календарных днях.
Кроме того, абзацем первым пункта 10 Правил № 712 установлена обязанность индивидуального предпринимателя и юридического лица на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в ФККО.
Таким образом, указанные в проекте акта сроки и процедура оформления документов делают невозможным соблюдение сроков, установленных пунктом 10 Правил № 712.
Также, проектом акта предусмотрена обязанность Росприроднадзора об уведомлении заявителя о результатах рассмотрения заявления. Однако форма документа о принятии решения Приказом не регламентирована. Предлагаем дополнить нормы Приказа положением о форме указанного выше документа, которым подтверждается отнесение отхода к конкретному классу опасности. На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
« Первая ← Пред.1 След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.



© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.