Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенНатали, Статус неизвестенЕвгения.

Посмотреть все

Учет фоновых концентраций при нормировании выбросов

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5 (17) май 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

При разработке нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязательным условием является учет при проведении расчета рассеивания вещества фоновых концентраций данного вещества в районе расположения предприятия. Обсудим несколько моментов, касающихся получения необходимой информации по данному вопросу и ее использования в разработке проектной документации.

 

Для начала отметим, что согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013) предельно допустимый выброс (далее — ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В соответствии с п. 2 ст. 16 данного Федерального закона при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

Установление нормативов ПДВ регламентируется несколькими документами. Один из них — ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями» (далее — ГОСТ 17.2.3.02-78), согласно п. 2.3 которого при установлении ПДВ для источника загрязнения атмосферы учитывают определенные расчетом или экспериментальным способом значения фоновых концентраций вредных веществ в воздухе Сф (мг/м3) от остальных источников (в т.ч. от автотранспорта) города или другого населенного пункта. Приложением 1 к ГОСТ 17.2.3.02-78 регламентирована Унифицированная структура сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)»:

 

Извлечение
из Приложения 1 «Унифицированная структура сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)"»
к ГОСТ 17.2.3.02-78

[…]

18. Значение фонового загрязнения воздуха по данным организации Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и Министерства здравоохранения СССР. Анализ результатов сопоставления фактического поля максимальных разовых концентраций веществ в атмосфере и расчетного поля по данным о фактических параметрах выброса (по отдельным веществам). Оценка на этой основе полноты инвентаризации параметров источников выброса и наблюдений за концентрациями веществ в атмосфере. Принятые при расчетах значения фоновых концентраций.

[…]

 

Согласно Приложению 4 к ГОСТ 17.2.3.02-78 под фоновой концентрацией Сф для отдельного источника загрязнения атмосферы понимается загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, созданное другими источниками, исключая данный. Если при расчете фоновой концентрации по формулам не имеется возможности принять во внимание все источники загрязнения атмосферы, фоновое загрязнение, как правило, от мелких источников, а также от автотранспорта, следует учесть, определяя его на основе экспериментальных данных по согласованию с органами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и Министерством здравоохранения СССР.

Еще одним важным документом, регламентирующим нормирование качества атмосферного воздуха, являются СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», в соответствии с п. 3.2.3 которых на этапе выбора площадки для строительства объекта необходимо учесть особенности физико-географических и аэроклиматических условий, в т.ч. рельефа местности, ПЗА, данные о фоновом загрязнении местности, полученные и согласованные в установленном порядке. В этом же документе перечислены гигиенические требования для установления нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах, одним из которых являются опять же фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, поступающих в нее из других источников выброса, не относящихся к объекту нормирования.

Таким образом, еще на этапе подготовки к разработке проектной документации для предприятия-природопользователя разработчику нужно озаботиться поиском информации о фоновом загрязнении атмосферного воздуха в районе расположения данного предприятия.

Приведем выдержку из Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192; далее — ОНД-86), используемой во всех ныне существующих унифицированных программах расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) [1]:

 

Извлечение
из ОНД-86

7. УЧЕТ ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПРИ РАСЧЕТАХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ ФОНА РАСЧЕТНЫМ ПУТЕМ

7.1. В случае наличия совокупности источников выброса вклады этих источников (или их части) могут учитываться в расчетах загрязнения воздуха путем использования фоновой концентрации Сф (мг/м3), которая для отдельного источника выброса характеризует загрязнение атмосферы в городе или другом населенном пункте, создаваемое другими источниками, исключая данный.

Фоновая концентрация относится к тому же интервалу осреднения (20–30 мин), что и максимальная разовая ПДК. По данным наблюдений, Сф определяется как уровень концентраций, превышаемый в 5 % наблюдений за разовыми концентрациями.

[…]

 

Информация о фоновых концентрациях веществ может подаваться единым значением по населенному пункту. В иных случаях, если в крупном населенном пункте загрязнение воздуха в разных его частях различается, данные предоставляются по нескольким постам наблюдения. Кроме того, концентрации могут меняться в зависимости от направления и скорости ветра.

Пункт 7.6 ОНД-86 указывает на то, что в случае отсутствия наблюдений за загрязнением атмосферы либо невозможности их проведения по установленным методикам фоновые концентрации загрязняющих веществ могут быть определены расчетным методом. ОНД-86 предлагает формулы для таких расчетов. Мы не будем останавливаться на них подробно: в случае необходимости читатель может ознакомиться с ними самостоятельно. Кроме того, эти формулы понадобятся, скорее, сотрудникам уполномоченных органов при необходимости предоставления данных о расчетном фоновом загрязнении по запросам.

 

Обратите внимание

В случае если предприятие является единственным в городе, осуществляющим выбросы данного вещества, и необходимо учесть фоновую концентрацию вещества при реконструкции предприятия, ОНД-86 рекомендует за фоновую концентрацию Сф принимать вклад в суммарную концентрацию с источников того же предприятия, не подвергающихся реконструкции.

 

Наиболее подробно вопрос учета фонового загрязнения атмосферы при нормировании выбросов рассмотрен в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012) (далее — МП-2012). Это пособие, которое является одним из главных подспорий для разработчика природоохранной документации, выдержало уже несколько изданий.

Согласно МП-2012 основное условие, диктующее необходимость учета фоновых концентраций конкретного вещества, выражается следующей формулой:

 

qм, пр. j > 0,1,

 

где qм, пр. j (в долях ПДК) — величина наибольшей приземной концентрации j-го загрязняющего вещества, создаваемая (без учета фона) выбросами рассматриваемого хозяйствующего субъекта на границе ближайшей жилой застройки в зоне влияния выбросов субъекта.

 

На заметку

Исходя из этого условия, прежде чем запрашивать в Росгидромете фоновые концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием, разработчику нужно провести с помощью УПРЗА расчет рассеивания загрязняющих веществ от предприятия без учета фона и выбрать из всего перечня выбрасываемых веществ те вещества, приземная концентрация которых на жилой застройке выше 0,1 ПДК. Это важно учитывать в тех случаях, когда Росгидромет предлагает при запросе фоновых концентраций веществ стандартный перечень (такая ситуация наблюдается в регионе проживания и деятельности автора статьи), в который чаще всего входят оксид серы, оксиды азота, диоксид углерода, формальдегид, взвешенные вещества, сероводород. Возможно, предприятие сможет сильно сэкономить средства, затраченные на запрос этой информации, исключив из списка ненужные вещества. При этом необходимо в обязательном порядке включить в запрос перечень специфических веществ, выбрасываемых предприятием.

 

Отметим, что приведенное из МП-2012 условие вызывает споры у санитарных врачей. Например, в некоторых регионах страны они требуют считать вклад предприятия в загрязнение атмосферы даже если концентрация выбрасываемого им вещества не превышает 0,1 ПДК, но при этом фоновое загрязнение по данному веществу больше ПДК. То же касается ситуации, когда концентрация вещества, входящего в группу веществ, обладающих комбинированным вредным воздействием, не превышает 0,1 ПДК. В этом случае учет фонового загрязнения для данной группы веществ не выполняется.

Интересная ситуация складывается, если предприятие находится не в крупном населенном пункте, а где-нибудь в пустынной удаленной местности, где нет постов наблюдения за загрязнением атмосферы. В практике автора был случай, когда несколько площадок предприятия находились в разных местах одного муниципального района, удаленных даже от поселков. Казалось бы, логично предположить, что фоновые концентрации для всех этих площадок будут одинаковыми и их значения будут основаны на данных, полученных на ближайшем посте наблюдения в районном центре. В таком случае предприятие могло бы сэкономить и получить одну справку на весь район. Однако Росгидромет был иного мнения и затребовал оплатить справки на каждый фактический адрес расположения площадок предприятия.

Кроме того, довольно часто бывает так, что постов наблюдения рядом с производственной площадкой нет, сводных расчетов по району тоже не ведется и поэтому уполномоченные органы вообще отказывают предприятиям в предоставлении информации о фоновых концентрациях. Как быть в такой ситуации, не совсем ясно, ведь перечисленные выше ГОСТ и СанПиН никто не отменял. Некоторые предприятия находят выход из такой ситуации — по согласованию с экспертами они проводят серию замеров концентраций нужных веществ и используют их результаты в качестве фоновых. В иных случаях разработчики на свой страх и риск пользуются справочными данными, например Временными рекомендациями «Фоновые концентрации для городов и поселков, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферы на период 2009–2013 гг.».

 

На заметку

При запросе в органах Росгидромета данных о фоновых концентрациях необходимо учесть еще несколько моментов.

Во-первых, в запросе рекомендуется указывать координаты точек, данные о фоновых концентрациях в которых вам нужны. При отсутствии необходимых координат данные, скорее всего, будут предоставлены на адрес предприятия, тогда как более правильно проводить расчет рассеивания с учетом фона на ближайшей жилой застройке.

Во-вторых, при нормировании выбросов твердых частиц по коду 2902 с ПДК 0,5 мг/м3 следует учесть, что сообщаемые органами Росгидромета данные о концентрациях «взвешенных веществ» относятся к общей сумме твердых частиц, а не к веществу с кодом 2902. Поэтому для нормирования данного вещества необходимо провести дополнительные измерения индивидуальных компонентов пыли или запросить сводные расчеты по городу по концентрации этого вещества. Кстати, несмотря на четкие рекомендации МП-2012 по этой проблеме, до сих пор наблюдается недопонимание на местах как со стороны разработчиков, так и со стороны экспертов, требующих включить в расчет фоновую концентрацию «взвешенных веществ» из приложенной к проектной документации фоновой справки.

 

Очень частая проблема при разработке нормативов ПДВ или определении границ санитарно-защитной зоны [2] предприятия — превышение в приземных концентрациях ПДК по веществу из-за высокого фонового загрязнения по данному веществу (автор уже касался этого вопроса в своих предыдущих статьях). В этом случае ситуация для предприятия просто патовая: даже если оно сведет свой выброс к минимуму, фон все равно может превышать ПДК из-за соседних предприятий-вкладчиков. В данном случае санитарные врачи иногда видят выход в расчете квоты концентраций (допустимого вклада) предприятия в соответствии с МП-2012. Вот здесь и начинается неразбериха.

Метод расчета в пособии сводится к следующему: если загрязнение атмосферы на существующее положение с учетом фона превышает ПДК, то величина квоты концентраций (допустимого вклада) Сд хозяйствующего субъекта может быть приближенно определена следующим образом:

 

Сд = 1 – Сʹфп,

 

где Сʹфп [3] в долях ПДК рассчитывается так:

 

Сʹфп = Сʹф / (Сʹф + qмj).

 

Однако при расчете чаще всего получается, что квота по веществу меньше, чем максимальная приземная концентрация, что само по себе странно. Самое интересное, что квоты и допустимые вклады согласно МП-2012 и Приказу Госкомэкологии РФ от 16.02.1999 № 66 «О применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов» рассчитываются в составе сводных расчетов выбросов по населенному пункту местными природоохранными органами.

 

Например, в регионе работы автора статьи, как и во многих других, такие расчеты вообще не проводятся по причине отсутствия нормативно-правовой базы, проще говоря — внятных методик. Но эксперты все равно упрямо просят рассчитать квоту, хотя на деле часто выясняется, что под этим термином они понимают совершенно иные вещи (например, они хотят выяснить, насколько фонообразующим является предприятие, т.е. просят рассчитать разницу «1 – фоновая концентрация»). Таким образом, данный пункт пособия не только не вносит ясности в понятие квоты, но и дополнительно запутывает разработчиков.

 

Второй, более правильный, вариант действий в случае превышения ПДК за счет фоновых концентраций — разработка плана мероприятий по снижению выбросов и технических нормативов выбросов. Однако стоит отметить, что такие мероприятия не всегда могут снизить выбросы до норм ПДК.

Обязательно обратите внимание, не включают ли предоставленные Росгидрометом фоновые концентрации по данному веществу вклад от вашего предприятия. Если включают, вычтите выбросы от предприятия из фоновых, используя формулы (7.1), (7.2) ОНД-86:

 

где С — максимальная расчетная концентрация вещества от данного источника (предприятия) для точки размещения поста, на котором устанавливался фон, определенная по формулам разд. 2–6 ОНД-86 при значениях параметров выброса, относящихся к периоду времени, по данным наблюдений за который определялась фоновая концентрация Сф.

Заказывая фоновую справку в органах Росгидромета, помните, что она имеет свой срок действия, как любой документ. Согласно РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» обязательная корректировка расчетных значений фоновых концентраций проводится раз в 5 лет. На основании этого руководства можно сделать вывод, что справка имеет срок действия 5 лет. Однако это не мешает некоторым предприимчивым местным органам Росгидромета выдавать справки со сроками действия 3 года, 1 год и даже со сроком «до конца текущего года», притом что справка выдается в октябре.

Обратите внимание: в МП-2012 отдельно оговорено, что изменение фонового загрязнения воздушного бассейна не рекомендуется как основание для пересмотра нормативов выбросов до истечения срока действия проекта нормативов ПДВ. Это важно помнить экологам предприятий, чтобы суметь оспорить подобные замечания со стороны проверяющих органов.

 

Таким образом, учет фоновых концентраций при разработке проектной документации представляет собой большую проблему с множеством нюансов, и дать ответы на все возникающие при этом вопросы наше природоохранное законодательство часто не в силах. Остается надеяться, что со временем все пробелы будут ликвидированы путем издания соответствующих нормативных актов.



[1] О проведении расчета загрязнения атмосферы в УПРЗА см.: Ламихова М. Расчет загрязнения атмосферного воздуха в специализированных программах // Справочник эколога. 2013. № 12. С. 85–98.

[2] Подробнее об установлении и сокращении СЗЗ, а также о проведении натурных исследований в СЗЗ и экспертизе проекта СЗЗ см.:

– Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79;

– Черемохина Е. Производственный контроль атмосферного воздуха и шума // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 51–53;

– Леонов А. Сокращение санитарно-защитной зоны // Справочник эколога. 2013. № 9. С. 43–51;

– Севрюгина В.В. Натурные исследования в санитарно-защитной зоне // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 71–73;

– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8.

[3] Согласно ОНД-86 это фоновая концентрация Сф, из которой исключен вклад рассматриваемого источника (предприятия).

 

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.