![]() |
|
![]() ![]()
![]() ![]() |
Изменения в правилах проведения ОВОС: готовимся заранееСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2 февраль 2025.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. С 01.03.2025 вступают в силу Правила № 1644[1]. А это значит, что все материалы ОВОС[2] с 01.03.2025 будут оформляться по новым правилам. Давайте разберемся, что изменилось в составе и содержании материалов ОВОС. Порядок проведения государственной экологической экспертизы будет подробно рассмотрен в февральском номере журнала «ЭкоСпоры»[3].
Напомним, что институт ОВОС развивается в нашей стране еще с 80-х годов XX столетия. И конечно же, сама процедура претерпевала неоднократные изменения, что и произошло в очередной раз в конце 2024 года. Сегодня действует главное правило: ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателе (ст. 32 Закона № 7-ФЗ[4]). Основная цель проведения ОВОС — обосновать возможность реализации проекта с точки зрения допустимости его влияния на основные эколого-социальные факторы. Оценка должна доказывать, что планируемая деятельность не только не нанесет непоправимого ущерба окружающей среде, но и в некоторых случаях послужит целям развития и поспособствует экономическому росту. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Оценка проводится лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. представляющим документацию на экологическую экспертизу, или лицом, которому предоставлено право на проведение работ по ОВОС. Предусматривается, что Правила № 1644 не применяются к материалам ОВОС (или к объекту экологической экспертизы, включая материалы ОВОС), общественные обсуждения по которым будут завершены до 01.03.2025. А это значит, что, если наши материалы ОВОС разработаны с учетом Требований № 999[5] и если до 01.03.2025 они не пройдут общественные обсуждения «по старинке», придется корректировать материалы и вникать в новые правила оценки. Что нового в процедуре ОВОС?С марта 2025 года процедура оценки будет состоять из следующих этапов:
В обновленных «правилах игры» серьезно переработана процедура прохождения общественных обсуждений, в частности: – теперь общественные слушания могут проводиться не по инициативе заказчика или исполнителя, а по инициативе граждан, а также уполномоченных органов, ответственных за организацию и проведение общественных обсуждений; – предусмотрено размещение уведомлений о проведении обсуждений и их результатов в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды; – появились требования о публикации подписанного протокола в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды; – появилось требование о размещении заказчиком (исполнителем) окончательных материалов ОВОС в открытом доступе в сети Интернет на 30 дней. И поскольку само проведение общественных обсуждений осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя), то тут при их разном подходе к нормативному регулированию данного вопроса на своем уровне будет еще много «интересных» позиций и правоприменения. Но это уже другая история. Вопросу обновленной процедуры обсуждений мы еще уделим время в следующих номерах журнала, а пока давайте все-таки разберемся, насколько кардинально нужно будет переработать материалы ОВОС, исследования по которым были начаты в 2024 году, но не завершились к 01.03.2025. Собственно исследования в рамках ОВОС сегодня включают более широкий список работ и обоснований. Многие позиции конкретизированы и расширены. Выделим основные блоки. Блок 1. Общая характеристика намечаемой деятельности Ранее материалы ОВОС содержали «определение характеристик планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив, в т.ч. отказа от деятельности». Это достаточно общая формулировка, и каждый проектировщик формировал материалы по своему видению и опыту. Положение № 1644 конкретизирует содержание данного раздела. С 01.03.2025 определение характеристик планируемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернативных вариантов ее реализации будет включать:
[1] Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 № 1644. [2] Оценка воздействия на окружающую среду. [3] См.: Мандра Ю.А. Процедура проведения ГЭЭ: алгоритм и порядок взаимодействия сторон // ЭкоСпоры. 2024. № 1. С. 31–40. [4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающейся среды» (в ред. от 08.08.2024). [5] Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденные Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999. |
© 2006—2025, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |