Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенalla, Статус неизвестенТатьяна, Статус неизвестенAngelina.

Посмотреть все

Порядок учета в области обращения с отходами – что изменится с 1 сентября 2024 года

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7 июль 2024.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

 

01.09.2024 вступит в силу измененный порядок учета отходов . Изменения вносятся Приказом Минприроды России от 13.12.2023 № 825 «О внесении изменений в порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2020 года № 1028» и действуют до 01.01.2027.

В статье автор рассмотрит основные изменения и обратит внимание на моменты которые в перспективе могут вызвать вопросы у экологов, а также предложит свои способы их решения.

Бухгалтерский учет и первичная документация на отходы 

Начнем со смежной сферы, а именно бухгалтерии, так как п. 5 Порядка видоизменяется и дополняется. Материалы и данные учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в т.ч. при оформлении первичных учетных документов в соответствии со ст. 9 Закона № 402-ФЗ  при передаче другим лицам отходов. 
В соответствии с данной статьей каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в т.ч. лежащие в основе мнимых и притворных сделок. 

СЛОВАРЬ
Бухгалтерский учет — это непрерывный сбор и систематизация данных о материальном положении компании, подготовка на основе этой информации бухгалтерской отчетности. Это процесс сбора, документирования и систематизации информации об объектах учета, среди которых:
Активы — имущество и имущественные права компании, от которых можно получить экономическую выгоду. Например, побочные продукты, вторичные ресурсы, машины и оборудование, например в виде лома.
Расходы — деньги или материальные ценности, которые компания потратила на свою работу. Например, передача отходов на утилизацию, обезвреживание, размещение.

В бухгалтерском учете действуют: 
- принцип периодичности. На основании бухгалтерского учета компания должна составлять отчетность за месяц, квартал, полугодие и год;
- принцип хранения. Компания хранит все первичные документы, которые подтверждают хозяйственные операции. Для каждого документа установлен свой срок хранения, но минимальный срок составляет 5 лет. 
И тут хочется вспомнить Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения , п. 809 которого говорит о необходимости хранения документов до минования надобности. Надобность хранения (например, Декларации о плате за НВОС , учетных документов и др.) может отпасть после сверки платы, проведения проверок за трехлетний период. Таким образом, получаем срок хранения документации от 3 до 5 лет. 
Далее рассмотрим такое понятие, как первичный документ в бухгалтерском учете. 

СЛОВАРЬ
Первичный документ — документ, который подтверждает факты хозяйственной деятельности компании. 

Закон запрещает проводить записи по бухгалтерским счетам, если их нечем подтвердить. 
Приведем примеры таких документов:
• акт приема-передачи объектов или услуг;
• акт выполненных работ или акт ввода объекта в эксплуатацию;
• накладная, по которой одна компания передала товар другой компании;
• выписка по банковскому счету, которая подтверждает, что оплата прошла;
• чек или приходный кассовый ордер.
На основании первичных документов составляют проводки.

СЛОВАРЬ
Проводки — записи по счетам бухгалтерского учета.

В деятельности эколога на предприятии первичными документами могут быть:
• акт приема-передачи отходов;
• акт выполненных работ по транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
• накладная или ТТН о передаче побочной продукции, вторичного ресурса.

Учет отходов может подружить эколога и бухгалтера в прямом и переносном смысле. Ведь большинство коллег может подтвердить, что в бухгалтерии эколога не слишком жалуют, поскольку он все время что-то просит и тратит деньги. А теперь такая возможность появилась.
Одним из оптимальных решений, которое поможет раз и навсегда разобраться с путаницей в бухгалтерском и экологическом учете отходов, может быть следующее: бухгалтерия в своих номенклатурных статьях затрат выделяет статью по транспортировке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. А уже после непосредственного оказания услуги вся информация отражается на данном счете. 
В этом случае и эколог и бухгалтер будут понимать, что, когда, кому и за сколько передали. Также рекомендую экологу спросить у бухгалтера, по какому счету осуществляются проводки по подобным услугам (это может быть организовано по-разному, в зависимости от того, как конкретный бухгалтер в конкретной организации ведет учетную политику).
Возвращаясь к нашей теме, отметим, что хозяйствующие субъекты — получатели отходов тоже фиксируют эти данные у себя в бухучете.

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.