|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Особенности проведения профилактических визитов. Разъяснения и практикаСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5 май 2024.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. В редакцию поступило много вопросов о том, что такое профилактические визиты и как к ним подготовиться. Поэтому в данной статье рассмотрим особенности профилактических визитов, практические вопросы в части их проведения, а также имеющуюся судебную практику. Уверены, что этот материал будет интересен и полезен всем нашим читателям. Само понятие «профилактический визит» появилось относительно недавно — со вступлением в силу Закона № 248-ФЗ[1]. До введения в действие данной процедуры (осуществление профилактического визита) надзорные органы, в т.ч. в области охраны окружающей среды, осуществляли знакомые всем плановые и внеплановые проверки, рейдовые осмотры. В соответствии с Законом № 248-ФЗ все мероприятия, проводимые надзорными органами, можно разделить: · на профилактические мероприятия; · контрольно-надзорные мероприятия. Виды данных мероприятий представлены в таблице.
К СВЕДЕНИЮ Профилактический визит, в отличие от инспекционного визита, относится к профилактическим мероприятиям (ст. 45 Закона № 248-ФЗ). В области охраны окружающей среды профилактический визит проводится сотрудниками Росприроднадзора, его территориальными органами, если объект подлежит федеральному экологическому надзору (контролю) (п. 4 Положения № 1096[2]). Следовательно, если объект подлежит региональному экологическому надзору (контролю), то профилактический визит проводится органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими региональный экологический контроль (надзор). Например, на территории Нижегородской области профилактический визит в отношении объектов регионального надзора (контроля) осуществляет Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Каким государственным органом осуществляется региональный экологический надзор (контроль), зависит от конкретного субъекта РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ профилактический визит может проводиться: · в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица; · путем использования видео-конференц-связи. Таким образом, в другой форме профилактический визит не может быть осуществлен. К СВЕДЕНИЮ В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться другое профилактическое мероприятие, а именно консультирование (ч. 2 ст. 52 Закона № 248-ФЗ). При проведении профилактического визита государственный инспектор вправе осуществлять сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска (ч. 3 ст. 52 Закона № 248-ФЗ). Категории риска объектов представлены в таблице.
Категории риска влияют на частоту проведения контрольно-надзорных мероприятий (п. 15 Положения № 1096). Следует отметить, что предусмотрены обязательные профилактические визиты. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 52 Закона № 248-ФЗ проведение обязательных профилактических визитов должно быть предусмотрено для объектов контроля, отнесенных к категориям): · чрезвычайно высокого риска; · высокого и значительного риска. Обязательному профилактическому визиту подлежат хозяйствующие субъекты, которые приступают к осуществлению деятельности на таких объектах контроля (п. 21 Положения № 1096). Обращаем внимание, что о проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения (ч. 5 ст. 52 Закона № 248-ФЗ). Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) контрольного органа может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более трех рабочих дней (п. 22 Положения). К СВЕДЕНИЮ Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита. Для отказа от проведения профилактического визита контролируемое лицо должно уведомить об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения (ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ). Также предусмотрены особые требования по проведению профилактических визитов в отношении хозяйствующих субъектов, которые планируют осуществлять свою деятельность. [1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023); вступил в силу 01.07.2021. [2] Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 (в ред. от 23.12.2023). |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |