|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Ограничение выбросов парниковых газов: как повлияет на деятельность предприятий?Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8 август 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Наконец опубликован Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (вступит в силу с 30.12.2021; далее — Федеральный закон № 296-ФЗ), разговоры о котором лидировали в информационной повестке последних месяцев. В статье рассмотрим, какие ограничения выбросов парниковых газов (далее — ПГ) установлены Федеральным законом № 296-ФЗ и планируемыми к выпуску подзаконными актами.
Федеральный закон № 296-ФЗ направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов ПГ. Поскольку закон рамочный, должны быть выпущены многочисленные подзаконные акты в его развитие. Рассмотрим, как повлияет на деятельность хозяйствующих субъектов планируемое ограничение выбросов ПГ. Перечень парниковых газовФедеральный закон № 296-ФЗ дает следующее определение парниковым газам: ПГ — газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают или переизлучают инфракрасное излучение.
Предлагается утвердить перечень ПГ, подлежащих учету на территории РФ: • двуокись углерода (CO2); • метан (CH4); • закись азота (N2O); • гидрофторуглероды (ГФУ); • перфторуглероды (ПФУ); • гексафторид серы (SF6); • трифторид азота (NF3). Регулируемые организацииФедеральный закон № 296-ФЗ также вводит понятие «регулируемые организации» — юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами ПГ в количестве, эквивалентном 150 тыс. т и более углекислого газа в год за период до 01.01.2024 (на 2022–2023 гг.), 50 тыс. т и более — после 01.01.2024. Такая двухэтапная разбивка хозяйствующих субъектов по массе выбросов связана с тем, что информация о выбросах ПГ хозяйствующими субъектами практически отсутствует, имеются только экспертные оценки. В силу этого целесообразно на первом этапе определить регулируемые организации с массой выбросов парниковых газов 150 тыс. т углекислого газа в год, а затем, откорректировав законодательство, перейти к остальным значимым источникам выбросов ПГ. Критерии отнесения к регулируемым организациямПравительство РФ до 01.01.2022 должно утвердить критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям. Критерием отнесения к регулируемым организациям станет осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем следующей хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 150 тыс. т углекислого газа в год и более (на 2022–2023 гг.):
Критерии будут действовать два года, а с 01.01.2024 будут введены критерии осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности, сопровождаемой выбросами ПГ, масса которых в сумме эквивалентна 50 тыс. т углекислого газа в год и более. Отчет о выбросах парниковых газовРегулируемые организации ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в Росприроднадзор отчет о выбросах ПГ в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством РФ. Росприроднадзор осуществляет проверку указанных отчетов и ведет реестр выбросов ПГ (государственная информационная система, содержащая отчеты о выбросах ПГ). В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предусмотрена ответственность за непредставление отчетов о выбросах ПГ (а также представление их не в полном объеме и (или) представление в них недостоверной информации), а именно наложение административного штрафа: • на должностных лиц в размере от 100 до 150 тыс. руб.; • на юридических лиц — от 200 тыс. до 1 млн руб. Оценка выбросов парниковых газовУ хозяйствующих субъектов еще есть время для оценки фактических выбросов ПГ в соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов ПГ.
Правовое регулирование Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утверждены Приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300.
Методические указания и руководство касаются следующих отраслей промышленности: • металлургия; • нефтепереработка; • прочие промышленные процессы; • сжигание в факелах; • сжигание топлива и производство материалов; • транспорт. В долгосрочной перспективеЧтобы понять долгосрочные перспективы сокращения ПГ, необходимо обратиться к Указу Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», которым в целях реализации Российской Федерацией Парижского соглашения от 12.12.2015 Правительству РФ поручено: а) обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов ПГ до 70 % относительно уровня 1990 г. с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ; б) разработать с учетом особенностей отраслей экономики Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов ПГ до 2050 г. и утвердить ее; в) обеспечить создание условий для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов ПГ, а также по увеличению поглощения таких газов.
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |