|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Предоставление водного объекта в пользование в транспортном строительстве: опыт предприятияСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1 (13) январь 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Вопрос о предоставлении водного объекта или его части (далее — водный объект) в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Решение) возникает у подрядных строительных организаций в том числе если проектной документацией на строительство объекта предусмотрено сооружение мостов через водные объекты.
Правовые основы регулирования водных отношений в части предоставления водного объекта в пользование на основании Решения установлены Водным кодексом Российской Федерации (в ред. от 21.10.2013; далее — ВК РФ). Пункт 5 ч. 2 ст. 11 данного документа содержит требование о получении Решения для природопользователей, осуществляющих деятельность по строительству гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов. Получение Решения осуществляет организация, непосредственно использующая водный объект для вышеуказанных целей.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Решение, полученное заказчиком, не может являться основанием для использования водного объекта в указанных целях подрядной организацией.
Порядок подготовки и принятия Решения установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила подготовки и принятия Решения), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (в ред. от 23.05.2013; далее — Постановление № 844). Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Стоит отметить, что в соответствии со ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в части предоставления водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), в пользование на основании Решений. Исключение составляют случаи предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Действие ст. 26 ВК РФ не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Таким образом, выдача решений о предоставлении вышеуказанных водоемов в пользование осуществляется федеральным органом исполнительной власти — территориальными управлениями Росводресурсов. Перечень вышеуказанных водоемов установлен Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации». Росводресурсы при выдаче Решений руководствуются Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденным Приказом Минприроды России от 21.01.2013 № 20 (далее — Приказ № 20); органы исполнительной власти субъектов РФ — Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (далее — Административный регламент № 763), утвержденным Приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763 (в ред. от 20.02.2013; далее — Приказ № 763). Подведомственность предоставления государственной услуги по предоставлению водного объекта в пользование на основании Решения по субъектам РФ представлена в Административном регламенте № 763. Так, например, если водный объект находится в Московской области и не является источником питьевого водоснабжения для двух и более субъектов РФ, то предоставление вышеуказанной государственной услуги осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области (далее — Минэкологии МО). Процесс получения Решения можно разбить на несколько стадий (см. таблицу). Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры получения Решения.
ЗАПРОС НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ИЗ ГВР О ВОДНОМ ОБЪЕКТЕВ состав пакета документов для получения Решения входят сведения из ГВР, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, речных бассейнах и бассейновых округах. Ведение ГВР осуществляется непосредственно Росводресурсами и территориальными органами Росводресурсов. ГВР состоит из разделов, содержащих следующие сведения:
– о бассейновых округах; – о речных бассейнах; – о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в т.ч. об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
– о водохозяйственных участках; – о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, а также других зонах с особыми условиями их использования; – об использовании водных объектов, в т.ч. о водопотреблении и водоотведении; – о договорах водопользования, в т.ч. об их государственной регистрации, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров; – о Решениях, в т.ч. об их государственной регистрации; – об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами;
– о водохозяйственных системах; – о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах. Для предоставления сведений из ГВР заявитель обращается в Росводресурсы или территориальный орган Росводресурсов с заявлением на имя руководителя Росводресурсов или территориального органа Росводресурсов соответственно.
К СВЕДЕНИЮ Форма заявления о предоставлении сведений из ГВР приведена в приложении 30 к Административному регламенту исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, утвержденного Приказом № 293.
В случае если указанное заявление удовлетворяет требованиям оформления, то должностное лицо Росводресурсов, ответственное за прием и регистрацию заявлений, выдает заявителю расписку о принятом заявлении с указанием даты принятия. Общий срок административной процедуры по рассмотрению заявления, принятию Решения и подготовке сведений составляет 5 рабочих дней. По истечении 5 дней Росводресурсы или территориальный орган Росводресурсов предоставляет требуемые сведения или выносит мотивированный отказ в их предоставлении. Мотивированный отказ выносится в случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют в ГВР или доступ к запрашиваемой информации ограничен. Стоит отметить, что в соответствии с Приказом № 293 отказ государственного органа в выдаче сведений из ГВР может быть обжалован в суд. Для получения сведений из ГВР и сопроводительного письма к ним заявитель должен иметь доверенность на предоставление и получение документов в Росводресурсах или территориальном органе Росводресурсов. Отметим, что форма заявления является строгой и отклонений от формы не допускается. В случае если указанное заявление не удовлетворяет требованиям оформления, должностное лицо Росводресурсов или территориального органа Росводресурсов, ответственное за прием и регистрацию заявлений, указывает заявителю на ошибки в оформлении подаваемого им заявления и сообщает заявителю о необходимости переоформления заявления. Некоторую сложность в оформлении может вызвать заполнение п. 1 заявления. Приведем пример заполнения данного пункта (Пример 1). Целесообразно проконсультироваться у представителя федерального органа исполнительный власти или органа государственной власти субъекта РФ, выдающего Решение, по вопросу количества и наименований необходимых форм, подлежащих запросу из ГВР.
СБОР И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯПеречень документов для получения Решения установлен Правилами подготовки и принятии Решения. На основании сведений о водном объекте, содержащихся в ГВР, заявитель обращается с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в федеральный орган исполнительный власти или орган государственной власти субъекта РФ.
К СВЕДЕНИЮ Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании Решения установлена в приложении 2 к Административному регламенту № 763. Указанная форма используется при оформлении Решения в органах государственной власти субъекта РФ.
В заявлении указываются:
К заявлению прилагаются:
Для получения решения о предоставлении водного объекта в целях строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, дополнительно прикладываются:
В соответствии с требованиями Административного регламента № 763 в составе пакета документов также предоставляются:
Согласно п. 10.1 Правил подготовки и принятия Решения, утвержденных Постановлением № 844, обладающим большей юридической силой, чем Административный регламент № 763, исполнительный орган или орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия:
– сведения из ЕГРЮЛ — для юридических лиц; – сведения из ЕГРИП — для индивидуальных предпринимателей;
Вышеуказанные государственные органы в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса предоставляют запрашиваемые сведения в форме, в которой поступил запрос. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, подтверждающие сведения, указанные в п. 10.1 Правил подготовки и принятия Решения. На практике заявитель чаще всего самостоятельно представляет указанные документы для ускорения процесса получения Решения. Зачастую у заявителя возникают вопросы по представлению некоторых документов в силу отсутствия соответствующего правового регулирования. Рассмотрим некоторые из них.
ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ1. Форма представления информации о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации не утверждена и является произвольной. План водоохранных мероприятий составляется в табличном виде в денежном выражении с указанием мероприятий по охране водного объекта, стоимости затрат, источника финансирования. Он утверждается директором предприятия, на нем проставляется печать. Приведем пример составления вышеуказанного документа (Пример 2). Водохозяйственные мероприятия могут быть прописаны в проекте строительства, перечне мероприятий по охране окружающей среды. Кроме того, в перечень водохозяйственных мероприятий можно включить дополнительные мероприятия, не противоречащие требованиям проекта строительства. В качестве примера можно привести следующие мероприятия:
2. Представление сведений о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте обычно предполагает наличие заключенного договора на мониторинг водного объекта с аккредитованной лабораторией с приложением аттестата и области аккредитации. В области аккредитации лаборатории обязательно должны присутствовать показатели, по которым осуществляется лабораторный контроль. Результаты мониторинга по условиям Решения направляются в исполнительный орган, выдавший Решение. 3. Материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования могут быть представлены в виде стройгенпланов. Материалы в графической форме необходимо выполнять в масштабе, также к ним должна прилагаться пояснительная записка, которая утверждается директором предприятия. На ней проставляется печать, в ней приводятся сведения о разработчике. В пояснительной записке указываются:
Приведем пример формы пояснительной записки (Пример 3). Следует отметить, что указанная пояснительная записка является составной частью Решения. В случае если проектом строительства предусмотрено пересечение водного объекта в нескольких местах, то необходимо также приложить общую карту-схему местоположения объекта строительства с нанесением расположения мостов и контрольных створов. Указанная карта-схема представляется в 4 экземплярах. Если предусмотрено сооружение одного моста, то в 4 экземплярах представляется графический материал. Общая карта-схема или графический материал (в случае сооружения одного моста) являются составной частью Решения.
РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДОКУМЕНТОВЗаявление о предоставлении водного объекта в пользование с приложениями представляется в федеральный орган исполнительный власти или орган государственной власти субъекта РФ с описью всех приложений (Пример 4). Весь комплект документов (заявление, приложения, опись) представляется в 2 экземплярах. Приложения заверяются подписью директора, на них проставляется печать предприятия. Уполномоченный орган в срок не более 30 дней с даты поступления документов:
– с Росрыболовством — в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения; – с Росморречфлотом — в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации.
СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ) ПО ВОПРОСАМ, ОТНЕСЕННЫМ К ИХ КОМПЕТЕНЦИИПри строительстве мостов зачастую требуется только согласование условий водопользования с Росрыболовством. Согласно п. 20 Правил подготовки и принятия Решения уполномоченный орган осуществляет согласование условий водопользования самостоятельно. Однако часто заявитель сам представляет комплект документов для согласования условий водопользования. Для этого уполномоченный на выдачу Решения орган предоставляет заявителю письмо в федеральный орган исполнительной власти с запросом согласования условий. Комплект представляемых документов идентичен тому комплекту, который направляется для предоставления Решения. В соответствии с п. 30 Административного регламента № 763 формирование условий использования водного объекта прекращается после получения от всех заинтересованных исполнительных органов государственной власти соответствующих согласований или предложений, но не более чем за 15 календарных дней с момента направления подготовленных пакетов документов с сопроводительными письмами в соответствующие заинтересованные исполнительные органы государственной власти. Обратите внимание на то, что в случае если заинтересованные исполнительные органы государственной власти в течение 15 календарных дней не представили предложения, должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в уполномоченном органе, вправе перейти к окончательному формированию условий использования водного объекта без получения соответствующих согласований. Согласование условий водопользования с Росрыболовством регулируется Постановлением № 384.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ И РЕГИСТРАЦИЯ РЕШЕНИЯ В ГВРУполномоченный орган принимает Решение или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов. Основания для отказа установлены в п. 22 Правил подготовки и принятия Решения. Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
Решение должно содержать:
Типовая форма Решения утверждена Приказом № 56. К Решению прилагаются материалы в графической форме (в т.ч. схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка. Срок водопользования определяется сроком действия контракта на проведение дорожно-строительных работ. В случае продления контракта Решение получается заново. Общий срок действия Решения составляет 5 лет.
К СВЕДЕНИЮ После принятия Решения оно подлежит государственной регистрации в ГВР в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в ГВР.
В соответствии с п. 29 Правил подготовки и принятия Решения в случае внесения изменений в сведения о водопользователе, включенные в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, или обнаружения технических ошибок в сведениях о водопользователе, не относящихся к условиям использования водного объекта, лицо, которому было выдано Решение, может обратиться в исполнительный орган или орган местного самоуправления, который выдал Решение, с заявлением о выдаче ему нового Решения. Если имеют место изменения, относящиеся к условиям использования водного объекта, то Решение оформляется заново в соответствии с порядком, установленным Правилами подготовки и принятия Решения. К заявлению о выдаче нового Решения прилагается оригинал Решения. Уполномоченный орган оформляет новое Решение в течение 8 рабочих дней с даты получения документов. Новое Решение подлежит государственной регистрации в ГВР в установленном порядке и вступает в силу с даты его государственной регистрации. Ранее выданное Решение прекращает действие с даты государственной регистрации в ГВР нового Решения. Следует обратить внимание на то, что досрочное прекращение предоставленного права пользования водным объектом в связи с отказом водопользователя от дальнейшего использования водного объекта (например, в связи с досрочным окончанием строительных работ) осуществляется на основании заявления водопользователя, в котором указываются:
Право пользования водным объектом прекращается с даты внесения в ГВР записи о прекращении действия Решения на основании принятого решения о прекращении действия Решения.
ИСПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМ ОБЪЕКТОМОтчет о выполнении условий пользования водным объектом с сопроводительным письмом представляется ежегодно в федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ в течение срока действия Решения. Установленной формы отчета, как и требования о его представлении, действующее законодательство не содержит. Данный вопрос может быть урегулирован на уровне субъекта РФ. В качестве примера можно привести Приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам от 10.11.2011 № 130-0103 «Об утверждении форм и содержания представления отчетности о выполнении пользователями водных объектов условий водопользования, установленных в договорах водопользования и решениях о предоставлении водного объекта в пользование». В Московской области данный вопрос не урегулирован и форма отчета, представляемого в Минэкологии МО, носит произвольный характер (см. приложение). Также представлению подлежат сведения о ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной. Природоохранным законодательством указанная обязанность не предусмотрена, однако в бланки решений, выдаваемых Минэкологии МО, она внесена в разделе условий пользования водным объектом и заключается в ведении регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной с соответствующим территориальным органом Росводресурсов, а также представлении в установленные сроки бесплатно результатов таких регулярных наблюдений в указанный территориальный орган Росводресурсов и Минэкологии МО.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМ ОБЪЕКТОМВ заключение отметим, что за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:
Приложение
А.А. Храмова, инженер по охране окружающей среды ДТФ «Мостоотряд-90» ОАО «МОСТОТРЕСТ»
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |