|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Ошибка в протоколе анализа промышленных выбросов: последствия для предприятияСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7 июль 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Каждое предприятие, эксплуатирующее объект НВОС[1] со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вынуждено обращаться к услугам испытательных лабораторий (центров) для анализа промышленных выбросов. Результаты анализа выдаются в виде протокола КХА[2], который в дальнейшем используется в различных внутренних документах по объекту НВОС и отчетах в Росприроднадзор. А если в протоколе КХА допущена ошибка? Поговорим о последствиях для предприятия.
Конечно, все мы люди и допускаем разного рода ошибки, но поверьте, инспекторы вряд ли простят «человеческий фактор», и допущенная ошибка в протоколе КХА может повлечь за собой возбуждение дела об административном правонарушении.
Обратите внимание Ответственность за выбор испытательной лаборатории (центра) для проведения анализа промышленных выбросов в атмосферу возлагается на предприятие. Использование полученных результатов в документах по объекту НВОС является полноценным доказательством того, что предприятие эти результаты приняло, а значит, несет ответственность за полноту представленных сведений.
В статье рассмотрим возможные последствия допущенных ошибок в протоколе КХА для предприятия, опишем характер таких ошибок, а также способы предостережения неприятных исходов. Документы по объекту НВОСПрежде всего разберем документы и отчеты, в которых используются результаты анализа промышленных выбросов, и сразу же приведем последствия за ошибку в протоколе КХА.
Документ 1 Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — отчет по инвентаризации)
Все хозяйствующие субъекты, осуществляющую деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами[3]. На практике проведение инвентаризации на объекте НВОС является первым шагом для составления последующих документов для организации правомерного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Отчет по инвентаризации составляется по результатам инвентаризации выбросов и утверждается хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте НВОС, с указанием даты утверждения.
Правовое регулирование Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок № 352), утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (в ред. от 17.09.2019).
Инструментальные измерения показателей выбросов выполняются в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений[4] юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации[5] (п. 21 Порядка № 352).
В протоколах КХА в обязательном порядке должны быть указаны: • методики (методы) измерений; • средства измерений; • расчет показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений; • сведения о выполнившей измерения организации, ее аттестате аккредитации с указанием срока действия и области аккредитации. Четкой статьи в КоАП РФ[6] за такое нарушение, как непроведение инвентаризации, отсутствие отчета по инвентаризации или включение в инвентаризацию ошибочных данных, нет, однако эти деяния могут быть «подтянуты» под ст. 8.1 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за несоблюдение экологических требований:
В силу того что отчет по инвентаризации является основой основ, то использование в нем недостоверных результатов анализа промышленных выбросов из протокола КХА с ошибкой может повлечь за собой дополнительные негативные последствия. [1] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. [2] Протокол количественного химического анализа. [3] Статья 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха (в ред. от 08.12.2020; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ). [4] См. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (в ред. от 08.12.2020; далее — Федеральный закон № 102-ФЗ). [5] См. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 11.06.2021; далее — Федеральный закон № 412-ФЗ). [6] Кодекс РФ об административных правонарушениях. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |