|
|
Права и обязанности при проведении проверок. Обзор нового Регламента РосприроднадзораСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6 июнь 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Сколько стресса испытывает природопользователь, когда видит свое предприятие в ежегодном плане проверок? А сколько теряет нервных окончаний, когда внезапно получает извещение о том, что через три дня, а то и завтра состоится внеплановая проверка? Знание своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей надзорного органа поможет сохранить спокойствие, а в некоторых случаях даже упростит прохождение проверки.
Целых восемь лет мы жили по административному регламенту Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее — ФГЭН), утвержденному Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191, однако настало время перемен и обсуждения усовершенствованного издания данного регламента. Так, 06.04.2021 вступил в силу Приказ Минприроды России от 06.07.2020 № 783 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора» (далее — Регламент).
В статье будем использовать следующие сокращенные понятия: • проверяемое лицо — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, в отношении которого осуществляется проверка, включая руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица; • обязательные требования — требования в области охраны окружающей среды, установленные международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, проверка соблюдения проверяемыми лицами которых является предметом ФГЭН; • Росприроднадзор — центральный аппарат Росприроднадзора и его территориальные органы, а также исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в случае передачи им части полномочий по ФГЭН на основании соглашения.
Например, таким органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее — МинЖКХ МО), которое на основании соглашения наделено полномочиями осуществлять[1]:
Регламент представляет собой актуализированную версию сразу четырех регламентов Росприроднадзора, утративших силу с 06.04.2021:
Снижение нормативной нагрузки на природопользователей и надзорные органы за счет сокращения числа нормативных правовых актов (далее — НПА) очень ценно, т.к. вся информация, последовательность действий и требования собраны в едином документе. Регламент содержит: • общие положения; • требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора); • состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме; • порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора); • досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц. В большей части Регламент дублирует информацию из Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.12.2020; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), а также из подзаконных НПА, например: • Постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (правила подготовки ежегодных планов проверок) — из выдержек данного документа состоит целый блок «Разработка ежегодного плана проведения плановых проверок» (пп. 43–61 Регламента); • Приказа Минприроды России от 28.06.2019 № 347 (методические рекомендации по выдаче Росприроднадзором заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства) — содержание документа полностью уложилось в блоках «Проведение внеплановых проверок» (пп. 94–106) и «Оформление результатов проверок» (пп. 132–139). Применение Регламента распространяется на осуществление Росприроднадзором следующих видов ФГЭН (см. рисунок).
В статье рассмотрим права и обязанности инспектора и проверяемого лица при осуществлении ФГЭН, а также приведем примеры из практики промышленного эколога при участии в проверках Росприроднадзора. [1] См. Соглашение между Росприроднадзором и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 № 1646-р; Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденное Постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |