Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенНатали.

Посмотреть все

Федеральный закон № 248-ФЗ: новые положения государственного надзора. Что изменится для предприятий?

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5 май 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Реформа контрольно-надзорной деятельности должна повысить эффективность системы государственного управления и снизить избыточное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов, тем самым сформировав благоприятную предпринимательскую среду. Сегодня в стране создается новый подход в правовом регулировании государственного надзора. Рассмотрим основные новеллы реформы: какие положения конкретизированы и уточнены, а что предлагается впервые, и чего ожидать предприятиям при проведении проверок в ближайшее время.

 

В 2020 г. принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ), который призван устранить недостатки действующей системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — государственный надзор).

Так, Федеральный закон № 248-ФЗ совершенствует механизмы организации государственного надзора, предусматривает проведение профилактических мероприятий, расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий.

 

Обратите внимание

Система государственного надзора окончательно переводится на новую модель риск-ориентированного подхода, которая будет влиять на всю систему в целом, а не только на частоту проведения плановых проверок, как в настоящее время.

 

При этом Федеральный закон № 248-ФЗ предусматривает оптимальный баланс между тем, чтобы не допустить избыточных административных издержек для субъектов хозяйственной деятельности с одной стороны, а с другой — обеспечить безопасность граждан.

Данный Федеральный закон содержит более широкий и одновременно более гибкий контрольный инструментарий по сравнению с действующим законодательством. Безусловно, сохраняются и ключевые институты текущего законодательства: реестр мероприятий по надзору, участие в согласовании проверок органов прокуратуры и др., при этом усиливается значение профилактической работы, расширяются рамки применения риск-ориентированного подхода.

Основные положения

Федеральным законом № 248-ФЗ уточняются и вновь устанавливаются:

1) полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в установленной сфере;

2) принципы государственного надзора;

3) предмет и объекты государственного надзора;

4) правовые основы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора;

5) гарантии реализации и защиты прав контролируемых лиц;

6) комплекс профилактических мероприятий;

7) правовые основы применения независимой оценки соблюдения обязательных требований.

 

Данный Федеральный закон расширяет перечень органов и иных организаций, наделяемых полномочиями надзора: к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и их структурным подразделениям добавляются государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации, публично-правовые компании, а также государственные и муниципальные учреждения.

Полномочия по отдельным видам федерального государственного надзора могут быть переданы органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а полномочия по отдельным видам регионального надзора — органам местного самоуправления.

Мероприятия по надзору и специальные режимы

Федеральным законом № 248-ФЗ вводится новый термин — «контрольное (надзорное) мероприятие» (далее — КНМ), термин «проверка» используется исключительно в узком смысле в качестве одного из видов КНМ.

Устанавливается 9 видов КНМ: 7 из них предполагают взаимодействие между государственным инспектором и контролируемым лицом, 2 — проходят без взаимодействия (табл. 1). При этом для каждого КНМ установлены свои сроки проведения.

 

Таблица 1. Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Вид КНМ

Определение

КНМ, которые предполагают взаимодействие с контролируемым лицом

Контрольная закупка

КНМ, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям

Мониторинговая закупка

КНМ, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности или качеству

Выборочный контроль

КНМ, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству

Инспекционный визит

КНМ, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом или владельцем (пользователем) производственного объекта

Рейдовый осмотр

КНМ, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля на определенной территории, которыми владеют или осуществляют деятельность несколько лиц

Документарная проверка

КНМ, которое проводится по месту нахождения органа надзора и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа надзора

Выездная проверка

Комплексное КНМ, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами или использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений органа надзора

КНМ, которые проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом

Наблюдение за соблюдением обязательных требований

Анализ данных об объектах контроля, имеющихся у органа надзора, в т.ч. данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах

Выездное обследование

Мероприятие по надзору, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований

 

Для каждого отдельного КНМ строго определен набор действий органа надзора с указанием конкретного содержания, длительности, глубины контроля, периодичности и количества плановых мероприятий.

 

Например, при проведении выездного обследования инспектор может выполнять только одно действие — осмотр, а при проведении проверки может использовать практически весь набор допускаемых действий.

Для сбора доказательств соблюдения или несоблюдения контролируемым лицом обязательных требований инспектор вправе провести досмотр, инструментальное обследование, отбор проб (образцов), экспертизу и эксперимент, опрос, испытание, получить письменные объяснения, истребовать документы.

Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. посредством аудио- или видеосвязи, и т.д.

 

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.