|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Федеральный закон № 248-ФЗ: новые положения государственного надзора. Что изменится для предприятий?Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5 май 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Реформа контрольно-надзорной деятельности должна повысить эффективность системы государственного управления и снизить избыточное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов, тем самым сформировав благоприятную предпринимательскую среду. Сегодня в стране создается новый подход в правовом регулировании государственного надзора. Рассмотрим основные новеллы реформы: какие положения конкретизированы и уточнены, а что предлагается впервые, и чего ожидать предприятиям при проведении проверок в ближайшее время.
В 2020 г. принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ), который призван устранить недостатки действующей системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — государственный надзор). Так, Федеральный закон № 248-ФЗ совершенствует механизмы организации государственного надзора, предусматривает проведение профилактических мероприятий, расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий.
Обратите внимание Система государственного надзора окончательно переводится на новую модель риск-ориентированного подхода, которая будет влиять на всю систему в целом, а не только на частоту проведения плановых проверок, как в настоящее время.
При этом Федеральный закон № 248-ФЗ предусматривает оптимальный баланс между тем, чтобы не допустить избыточных административных издержек для субъектов хозяйственной деятельности с одной стороны, а с другой — обеспечить безопасность граждан. Данный Федеральный закон содержит более широкий и одновременно более гибкий контрольный инструментарий по сравнению с действующим законодательством. Безусловно, сохраняются и ключевые институты текущего законодательства: реестр мероприятий по надзору, участие в согласовании проверок органов прокуратуры и др., при этом усиливается значение профилактической работы, расширяются рамки применения риск-ориентированного подхода. Основные положенияФедеральным законом № 248-ФЗ уточняются и вновь устанавливаются: 1) полномочия органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления в установленной сфере; 2) принципы государственного надзора; 3) предмет и объекты государственного надзора; 4) правовые основы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора; 5) гарантии реализации и защиты прав контролируемых лиц; 6) комплекс профилактических мероприятий; 7) правовые основы применения независимой оценки соблюдения обязательных требований.
Данный Федеральный закон расширяет перечень органов и иных организаций, наделяемых полномочиями надзора: к федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и их структурным подразделениям добавляются государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации, публично-правовые компании, а также государственные и муниципальные учреждения. Полномочия по отдельным видам федерального государственного надзора могут быть переданы органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а полномочия по отдельным видам регионального надзора — органам местного самоуправления. Мероприятия по надзору и специальные режимыФедеральным законом № 248-ФЗ вводится новый термин — «контрольное (надзорное) мероприятие» (далее — КНМ), термин «проверка» используется исключительно в узком смысле в качестве одного из видов КНМ. Устанавливается 9 видов КНМ: 7 из них предполагают взаимодействие между государственным инспектором и контролируемым лицом, 2 — проходят без взаимодействия (табл. 1). При этом для каждого КНМ установлены свои сроки проведения.
Таблица 1. Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Для каждого отдельного КНМ строго определен набор действий органа надзора с указанием конкретного содержания, длительности, глубины контроля, периодичности и количества плановых мероприятий.
Например, при проведении выездного обследования инспектор может выполнять только одно действие — осмотр, а при проведении проверки может использовать практически весь набор допускаемых действий.
|
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |