![]() |
|
![]() ![]()
![]() ![]() |
Требования к гостиницам в новых санитарных правилах СП 2.1.3678-20Статья была опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 2 март 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. В разд. VII описаны санитарно-эпидемиологические требования к организациям, предоставляющим гостиничные услуги (городским гостиницам (отелям), гостиницам, расположенным в здании, являющемся объектом культурного наследия, курортным отелям, санаториям, домам отдыха, центрам отдыха, пансионатам, апарт-отелям, комплексам апартаментов, мотелям, хостелам, загородным отелям, туристическим базам, базам отдыха).
До принятия СП 2.1.3678-20 не было профильного документа, регламентирующего гигиенические требования к деятельности предприятий гостиничной сферы. Только для Москвы и Московской области был принят локальный документ МосСанПиН 2.1.2.043-98 «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию гостиниц Москвы»[2], который нуждался в обновлении и доработке. Сейчас, если не считать общих требований, изложенных в разд. II СП 2.1.3678-20, все правила для гостиниц разместились на двух с половиной листах и включают в себя 23 пункта. Разберем основные, базовые требования и дадим некоторые комментарии[3]. ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯПрилегающую территорию, принадлежащую гостиничному комплексу, нужно содержать в чистоте. Вход в гостиницу должен быть освещен[4]. Зачастую по официальному плану граница участка проходит по периметру здания, то есть соответствует только земельному участку под гостиницей. А прилегающая территория как бы и не относится к гостинице. Формально эта территория не принадлежит гостинице, и можно было бы требовать поддерживать чистоту от городских служб, но на практике в большинстве случаев облагораживают прилегающую территорию сами гостиницы. Впечатление о гостинице начинает формироваться до того, как человек окажется в своем номере. Чистота, аккуратность, благоустройство, удобство входной группы создадут первое мнение о гостинице в целом. Займите активную позицию в вопросе благоустройства прилегающей территории. Если потребуется, обсудите это с администрацией района. Часть мероприятий администрация может оставить за собой, часть возьмет на себя гостиница. Отметим, что согласно Положению о классификации гостиниц[5] обустройство прилегающей территории влияет на то, к какой категории звездности относится гостиница. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИЕсли на территории гостиницы оказываются дополнительные услуги: торговля, питание, СПА и другие, они проводятся в соответствии с действующими санитарными нормами и другими регламентирующими документами[6]. Предоставлять дополнительные услуги на территории гостиницы важно: так отель и потребности гостя удовлетворит, и свои финансовые показатели улучшит. Чем больший спектр услуг отель предлагает для гостей, тем выше категория его звездности. Рассмотрим стандартный пакет услуг, который гости получают чаще всего, и подскажем, где искать требования к оказанию этих услуг (табл. 1). ОТДЕЛКА ПОМЕЩЕНИЙВнутренняя отделка кладовых чистого и грязного белья, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, кухни, полы, места установки санитарно-технических приборов выполняются из материалов, устойчивых к влаге, позволяющих проводить дезинфекцию поверхностей[7]. Чтобы помочь выбрать материалы для отделки, мы подготовили для вас чек-лист (пример 1). Старайтесь избегать «уникальных» видов материалов, которые могут быть недоступны для приобретения в последующем. Не используйте материалы, требующие особых условий ухода, которые не применяются в общей практике отеля, — это неудобно для персонала и повышает риски повредить поверхность. ЧИСТКА И СТИРКАКовры, наматрасники должны быть из материалов, которые можно очищать сухим, влажным или химическим способом[8]. Проводить стирку спецодежды персонала, стирку и дезинфекцию постельного белья разрешено на территории гостиницы или по договору со специализированной организацией[9]. Если вы планируете организовать процесс стирки непосредственно в гостинице, учитывайте требования к помещениям, поточности чистого и грязного белья, разработайте соответствующие документы и инструкции для сотрудников. Начните с небольших объемов, например со стирки спецодежды. Так вы сможете оценить удобство процессов, отработать технологию, распределить потоки, обучить персонал, просчитаете экономику и трудозатраты. Возможно, в итоге самостоятельная прачечная будет невыгодной отелю в сравнении с подрядной организацией. ХРАНЕНИЕ БЕЛЬЯДля гостиниц с количеством номеров 50 и менее разрешили хранить в одном помещении чистое и грязное постельное белье[10]. Для этого необходимо выполнить условия поточности и не допускать перекрестного загрязнения. Чтобы реализовать это требование: выделите в помещении «чистую» и «грязную» зоны. По одной стене разместите «чистую» зону, по другой — «грязную»;
Для гостиниц с номерным фондом более 50 номеров оборудуйте раздельные помещения, чтобы хранить чистое и грязное белье. В кладовых чистого белья используйте стеллажи с гигиеничным покрытием — это позволит проводить влажную уборку и дезинфекцию (см. рис. 2). Нельзя хранить в помещении посторонние предметы.
УБОРКА И ДЕЗИНФЕКЦИЯКратность уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств[11] см. в табл. 2.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции необходимо учитывать требования Методических рекомендаций «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения)» (МР 3.1/2.1.0193-20)[12]. В них установлена повышенная кратность проведения уборки, а также применение больших концентраций дезсредств. Законодатель акцентировал внимание на проведении дезинфекции санитарных комнат и санитарно-технического оборудования в жилых номерах и общественных зонах — она должна быть ежедневной[13]. Проверьте, соответствуют ли текущие внутренние инструкции данному требованию. Если нужно, внесите в них изменения и ознакомьте персонал. Чтобы подтвердить реализацию требования, используйте чек-листы уборки с отметкой о выполнении дезинфекции (примеры 2, 3). В СП 2.1.3678-20 описаны базовые требования к хранению моющих и дезинфицирующих средств[14]. Средства нужно хранить в недоступном запираемом месте в производственной упаковке с соблюдением условий хранения. Информацию о требованиях к условиям хранения можно найти на упаковке или в инструкции к средствам. Если в помещении есть окно, обратите внимание, есть ли в инструкции требование к защите от попадания прямых солнечных лучей. Помните о правилах размещения средств:
Если вы готовите рабочие растворы дезсредств из концентратов, соблюдайте следующие правила:
Не оставили без внимания требования к уборочному инвентарю[15]. Принципиальных изменений здесь нет. Напомним базовые требования:
Для уборки туалетов общего пользования применяется отдельный инвентарь, он обозначается соответствующей выделяющейся маркировкой. Уборочный инвентарь для туалета хранится отдельно от другого инвентаря, можно организовать место хранения непосредственно в туалетной комнате. Камерная дезинфекция мягкого инвентаря (матрасы, наматрасники, подушки, одеяла) проводится по эпидемическим показаниям[16]. Пароформалиновая камера применяется для дезинфекции объектов, которые нельзя дезинфицировать «мокрым» способом (одежда, обувь, матрасы, постельное белье, книги и т. д.). Паровые камеры используют водяной пар с температурой около 100 °C (текучий пар). Что значит для гостиницы фраза «по эпидемическим показаниям»?Эпидемические показания (эпидпоказания/эпидемиологические показания) — показания к проведению противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обусловленные неблагополучной эпидемиологической ситуацией на определенной территории. Эпидемиологические показания — условия, создающие возможность для возникновения, распространения инфекционных заболеваний. Эпидемические показания могут устанавливаться:
СМЕНА БЕЛЬЯПеред заселением гостя номер обеспечивается чистым комплектом постельного белья и полотенец. Смена белья проводится еженедельно, замена полотенец — не менее двух раз в неделю (минимальная кратность)[18]. Отметим, что согласно Положению о классификации гостиниц частота смены белья и полотенец зависит от звездности гостиницы. ЗаключениеКратко пройдемся по основным моментам СП 2.1.3678-20, касающимся работы гостиниц:
Блог автора: Управление качеством. Сообщество профессионалов [1] Утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 (далее — СП 2.1.3678-20). [2] Утв. Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 01.01.1998. [3]Об общих требованиях к работе гостиниц см. также: Лебедева Н. В. Как изменились требования к работе гостиниц в 2021 году: о новых правилах оказания услуг и классификации гостиниц // Санэпидконтроль. Охрана труда. 2021. № 1. С. 82–91. [4] Пункт 7.2 СП 2.1.3678-20. [5] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860. [6] Пункт 7.4. СП 2.1.3678-20. [7] Пункт 7.6 СП 2.1.3678-20. [8] Пункт 7.7 СП 2.1.3678-20. [9] Пункт 7.8 СП 2.1.3678-20. [10] Пункт 7.9 СП 2.1.3678-20. [11] Пункты 7.10–7.11 СП 2.1.3678-20. [12] Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020. [13] Пункт 7.13 СП 2.1.3678-20. [14] Пункт 7.15 СП 2.1.3678-20. [15] Пункты 7.16–7.17 СП 2.1.3678-20. [16] Пункт 7.21 СП 2.1.3678-20. [17] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 (в ред. от 13.11.2020). [18] Пункт 7.19 СП 2.1.3678-20. |
© 2006—2025, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |