|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Регуляторная гильотина: как действовать СОТу после масштабной замены нормативных актовСтатья была опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1 январь 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Мы продолжаем серию статей, посвященных реформированию контрольно-надзорной деятельности и в частности реформе обязательных требований. Разберемся, что делать специалисту в области охраны труда после масштабной замены нормативных актов.
В соответствии с профстандартом главная цель профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда — это профилактика несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, а также уменьшение или полное устранение воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, снижение профессиональных рисков[1]. Достижение этой цели возможно, если специалист обладает достаточными знаниями, умениями и навыками для того, чтобы спланировать и реализовать в единой системе охраннотрудовые мероприятия и управлять этим процессом сообразно со складывающимися обстоятельствами. Безусловно, масштабная замена нормативных актов в рамках реализации механизма регуляторной гильотины — обстоятельство уникальное и требующее комплексного подхода. Мы привыкли к тому, что между опубликованием нормативного акта и его вступлением в законную силу проходит некоторое время, за которое мы успеваем подготовить внесение изменений в локальные акты организации, спланировать и подготовить мероприятия по реализации новых требований. Но в конце декабря 2020 г. мы столкнулись ситуацией, когда менее чем за месяц до вступления в силу были опубликованы десятки новых правил по охране труда со скоростью 3–4 документа в сутки! В этой ситуации даже бывалых специалистов накрывает паника. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, чтобы снять ряд возникающих вопросов и без суеты ввести в действие новые требования. ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ? ЕСТЬ ПЛАН!Большинство специалистов озадачились этим вопросом еще весной 2020 г., поскольку информация о размещении на сайте проектов нормативных актов текстов новых правил появилась именно в 1 квартале прошедшего года. В процессе отслеживания обновлений складывалось понимание масштаба будущей проблемы. Но даже если вы этого не делали, то порядок введения в действие новых нормативных актов на предприятии будет для всех един. Схематично можно визуализировать его в виде пошагового алгоритма:
Шаг 1. Выбираем нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, исходя из их сферы регулирования. Чтобы это выяснить, нужно пересмотреть список новых Правил по охране труда (далее — ПОТ) и вычленить из него те, что касаются деятельности вашей организации.
Напомним, что всего Минтрудом России опубликовано 45 ПОТ: • при производстве цемента; • при проведении работ в легкой промышленности; • при хранении, транспортировке и реализации нефтепродуктов; • в строительстве; • в морских и речных портах; • в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ; • в сельском хозяйстве; • при осуществлении охраны (защиты) объектов и(или) имущества; • при проведении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоопарках (зоосадах); • при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных ресурсов; • при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта; • при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; • при работе на высоте; • при эксплуатации электроустановок; • при работе с инструментами и приспособлениями; • при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования; • при погрузочно-разгрузочных работах размещении грузов; • при выполнении электросварочных и газосварочных работ; • при эксплуатации промышленного транспорта; • при нанесении металлопокрытий; • на автомобильном транспорте; • на судах морского и речного флота; • при производстве строительных материалов; • при осуществлении пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте; • при использовании отдельных видов химических веществ и материалов; • в метрополитене; • на городском электрическом транспорте; • при выполнении окрасочных работ; • в полиграфических организациях; • в ограниченных и замкнутых пространствах; • в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности; • при обработке металлов; • в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы; • при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работах; • при производстве пищевой продукции; • при эксплуатации тепловых энергоустановок; • при проведении работ в особых климатических условиях; • при проведении водолазных работ; • при возведении мостов; • в организациях связи; • при производстве боеприпасов; • в учреждениях здравоохранения; • в жилищно-коммунальном хозяйстве[2]; • в организациях отдыха и оздоровления детей; • в организациях общественного питания.
Узнать это просто, поскольку все ПОТ содержат информацию о сфере регулирования. Для примера сравним в этой части ПОТ при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов[3] и ПОТ в ЖКХ[4]. В первом случае ПОТ распространяются на широкий круг лиц, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, транспортирующие и размещающие груз, а во втором случае — только на тех, кто эксплуатирует конкретные объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства:
Изучив в этой части все 45 ПОТ, можно сделать выборку тех, что касаются только вашей организации. Так, для типичной управляющей компании по обслуживанию многоквартирных жилых домов нами выбраны сразу девять новых правил: • при работе на высоте; • при эксплуатации электроустановок; • при работе с инструментами и приспособлениями; • при погрузочно-разгрузочных работах, размещении грузов; • при выполнении электросварочных и газосварочных работ; • на автомобильном транспорте; • в ограниченных и замкнутых пространствах; • при эксплуатации тепловых энергоустановок; • в ЖКХ. В каждом ПОТ есть уточнения в части обязанностей работодателя (к примеру, см. извлечение из ПОТ в ЖКХ). Соответственно, мероприятия по исполнению этих требований необходимо интегрировать в систему управления охраной труда (далее — СУОТ) предприятия, спланировав, что конкретно нужно сделать, в какие сроки, за счет каких средств и кто за это будет ответственным. По сути, в практической реализации указанных мероприятий будут в разной степени задействованы все работники предприятия, а сами мероприятия станут частью производственной деятельности. Но прежде чем вы это сделаете, мы рекомендуем сравнить тексты вновь принятых ПОТ с текстами ранее действовавших.
Шаг 2. Проводим сравнительный анализ требований нормативных актов. Для этого можно воспользоваться услугами одной из справочных правовых систем, если есть такая возможность, или воспользоваться специальными онлайн-сервисами[5] и программами типа ABBYY Comparator. [1] Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области охраны труда”» (в ред. от 12.12.2016). [2] Далее — ПОТ в ЖКХ. [3] Утверждены Приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н. [4] Утверждены Приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н. [5] http://text.num2word.ru/. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |