|
|
Изменился порядок выдачи комплексных экологических разрешений: к чему готовиться при получении КЭР?Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1 январь 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1818 скорректирован порядок выдачи комплексных экологических разрешений (далее — КЭР), их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва. В статье рассмотрим внесенные изменения, а также потенциальные проблемы правоприменительной практики.
С 01.01.2020 подп. 7.6 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ[1], в соответствии с которым к объектам государственной экологического экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня относились материалы обоснования КЭР, утратил силу[2]. Одновременно в ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ[3] был введен п. 9.2:
Извлечение Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
Это означало, что с 01.01.2020 процедура рассмотрения заявок на получение КЭР формально не могла проводиться, поскольку: 1) пункт 3 Правил выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 (далее — Правила), закреплял положение о том, что КЭР выдается исключительно на основании положительного заключения ГЭЭ материалов обоснования КЭР (в то время как Федеральный закон № 174-ФЗ уже не содержал такого положения); 2) ГЭЭ, по сути, являлась единственным механизмом, позволявшим оценить материалы обоснования КЭР с «технической» точки зрения на предмет реального антропогенного влияния на окружающую среду. При этом Постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1818 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143» (далее — Постановление № 1818), утвердившее изменения в Правила, вступило в силу 25.11.2020. Соответственно, практически целый год процедура оформления КЭР с юридической точки зрения могла осуществляться только в обход Федерального закона № 174-ФЗ, в связи с чем требовалась разработка альтернативного государственной экологической экспертизе механизма согласования заявок на получение КЭР. Данный механизм и был закреплен в Постановлении № 1818, однако, как это часто бывает со сложными нормативными правовыми документами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, данный документ несет в себе множество новых потенциальных рисков для природопользователей. Основные проблемыКратко перечислим основные проблемы измененных Правил: • подача заявки на получение КЭР предусмотрена исключительно в электронной форме без возможности представления такой заявки на бумажном носителе; • при подаче заявки на получение КЭР в электронной форме не закреплена необходимость использования электронной цифровой подписи; • направление заявки на получение КЭР в территориальный орган Росприроднадзора осуществляется не через Личный кабинет природопользователя, а через государственную информационную систему промышленности (далее — ГИСП), недоступную на момент вступления в силу Постановления № 1818;
• процедура рассмотрения некоторых разделов заявки (например, в части образования и размещения отходов) не закреплена отдельно; • не разрешена неопределенность в необходимости самостоятельного получения санитарно-эпидемиологического заключения на нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности); • закреплена возможность отсутствия формализованного (оформленного документально) итога согласования заявки на получение КЭР органами исполнительной власти. Подробный обзор измененийНовая редакция Правил вступила в силу 25.11.2020. Отметим, что название Правил также претерпело изменения:
Рассмотрим более подробно недостатки измененных Правил, а также некоторые нововведения указанного НПА.
[1] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». [2] См. подп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"» (далее — Федеральный закон № 453-ФЗ). [3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». |
© 2006—2025, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |