![]() |
|
![]() ![]()
![]() ![]() |
Как организовать работу ПЦР-лаборатории: требования и документированиеСтатья была опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6 ноябрь 2020.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Сейчас практически все пациенты и медицинский персонал должны обследоваться на COVID-19, при этом важно отличить коронавирусное поражение от других инфекционных и неинфекционных болезней. Поэтому значение ПЦР-метода возросло, ведь такие исследования являются золотым стандартом диагностики многих инфекционных заболеваний. Это один из самых быстрых, специфичных и чувствительных способов выявить этиологический агент инфекции, а значит, и возможность вовремя назначить подходящее лечение пациенту. В статье мы подскажем, как организовать ПЦР-лабораторию и безопасно проводить ПЦР-диагностику на ее базе. Вы узнаете, какие требования предъявляются к таким лабораториям, что вам нужно обязательно предусмотреть при их проектировании и открытии, получите пакет необходимых документов. Лучше всего размещать ПЦР-лабораторию в отдельно стоящем корпусе или части здания, изолированной от других подразделений медицинской организации. Если соблюсти такие условия невозможно, то на базе уже действующей лаборатории выделите специальный блок для ПЦР-исследований. При этом в блоке организуйте самостоятельные рабочие зоны, которые соответствуют:
КАКИЕ РАБОЧИЕ ЗОНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ПЦР-ЛАБОРАТОРИИ?Все помещения для ПЦР-диагностики должны быть боксированными, промаркируйте и пронумеруйте их в соответствии с этапами исследований. В ПЦР-лаборатории выделите «заразную» и «чистую» зоны. Требования к отделке помещенийДля ПЦР-лаборатории выбирайте отделочные материалы, мебель и оборудование, устойчивые к мытью, обработке дезинфицирующими средствами и ультрафиолетовым облучением. Для стен и пола используйте кафельную плитку (предпочтительно). Все поверхности должны быть гладкими, без трещин или щелей. На окна поставьте надежные запирающие устройства. Можете использовать светозащитные пленки из материалов, устойчивых к дезинфектантам. Устанавливать жалюзи нельзя — они адсорбируют пыль. Каждое рабочее помещение оборудуйте водопроводом, канализацией, электричеством, отоплением, средствами пожаротушения, естественным и искусственным освещением, а также приточно-вытяжной вентиляцией. Требования к оборудованиюПроверьте себя по чек-листу. Требования к вентиляции и обеззараживанию воздухаТребования к вентиляции представлены на схеме 2. Допустима установка кондиционеров, но при условии их выключения на время проведения работ с использованием методов амплификации нуклеиновых кислот и последующей дезинфекции рабочих мест, ежемесячной дезинфекции оборудования и замены фильтров. Требования к боксам биологической безопасностиРазличают боксы трех классов (см. схему 3). В рабочих зонах 1 и 2 все манипуляции с материалами, которые могут содержать ПБА, включая процедуры с риском образования аэрозолей, выполняйте в боксах биологической безопасности классов II или III. В зонах 3, 4-1 и 4-2 используйте боксы биологической безопасности классов I и II либо ПЦР-боксы. При работе с материалом, содержащим микроорганизмы III-IV групп патогенности, этапы анализа, выполняемые в рабочих зонах 4-1 и 4-2, проводите на лабораторных столах. |
© 2006—2025, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |