Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенИгорь, Статус неизвестенМария, Статус неизвестенГалина, Статус неизвестенАнтон.

Посмотреть все

Порядок установления НДВ для проектируемых и действующих объектов: обзор ГОСТ Р 58577-2019

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6 июнь 2020.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

В данной статье рассмотрим порядок установления нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ) для проектируемых и действующих объектов, предусмотренный ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов» (далее — ГОСТ Р 58577-2019), который вступил в силу 01.01.2020. Стандарт, о котором пойдет речь в статье, также содержит требования к оформлению материалов по расчету НДВ.

 

В соответствии с законодательством об охране атмосферного воздуха[1] в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ[2], должны разрабатываться предельно допустимые выбросы (далее — ПДВ).

Согласно законодательству об охране окружающей среды[3] расчет НДВ проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I–III категорий (для объектов II категории НДВ рассчитываются по всем веществам, для объектов I и III категорий — по веществам I, II классов опасности, для объектов I категории — также по маркерным веществам).

НДВ являются легитимными лишь при условии наличия санитарно-эпидемиологического заключения[4].

Старое и новое

В ГОСТ Р 58577-2019 традиционно сохраняется основа для нормирования, представленная либо материалами по инвентаризации источников выбросов, либо проектными решениями.

Нормирование выбросов теперь осуществляется не только по гигиеническим нормативам качества, но и по экологическим нормативам (для лесных экосистем), определение которых сопряжено с проведением натурных измерений в лабораторных или полевых условиях в течение вегетационного сезона[5].

Как и ранее, нормативы ПДВ разрабатываются по результатам проведенных расчетов рассеивания (максимальные разовые и среднегодовые концентрации) либо сводных расчетов для городов (с учетом непревышения квот концентраций для нормируемых территорий).

Для загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые и среднесуточные ПДК, предусмотрена формула пересчета из одной приземной концентрации в другую с учетом розы ветров (формула (4) ГОСТ Р 58577-2019):

 

Ccпрj = 0,1 × Cпрj × P / P0,

 

где Ccпрj и Cпрj — соответственно приземная среднегодовая и максимальная разовая концентрации в рассматриваемой расчетной точке;

P — среднегодовая повторяемость ветров румба, соответствующего переносу загрязняющих веществ от источника в расчетную точку, %;

P0 — повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (для восьмирумбовой розы ветров P0 = 12,5 %), %.

При этом величина P не может быть ниже значения 12,5 %.

 

Для определения среднегодовых концентраций необходимо использовать среднегодовые фоновые значения при проведении расчета рассеивания.

Согласно п. 4.3.3 ГОСТ Р 58577-2019 зоной влияния выбросов хозяйствующего субъекта в атмосферу является территория, расположенная в границах 0,05 ПДК, несмотря на то, что зона нормирования — 1 ПДК.

Группа суммации веществ учитывается в рассеивании в случае превышения 0,1 ПДК любым из веществ группы. Фоновое загрязнение нормируемых территорий учитывается лишь в случае превышения концентраций вещества или группы веществ 0,1 ПДК. Также фоновое загрязнение не учитывается при отсутствии официальной информации (например, в глухих отдаленных местностях наблюдения не проводятся из-за отсутствия предприятий, населенных пунктов, которые могут оказывать негативное влияние).

Установление ПДВ

Нормативы устанавливаются для режимов регламентной работы предприятия (например, залповые выбросы на карьерах и эксплуатация без взрывных работ).

 

[1] Пункт 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019).

[2] Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019).

[3] Пункты 2 и 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

[4] Пункт 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019).

[5] См. ГОСТ Р 56165-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод установления допустимых промышленных выбросов с учетом экологических нормативов» и 56166-2019 «Качество атмосферного воздуха. Метод определения экологических нормативов на примере лесных экосистем».

© 2006—2020, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.