|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Раздельный сбор отходов на предприятии: правовые и практические аспектыСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 6 июнь 2020.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Данная статья начинает серию материалов, освещающих современную инфраструктуру раздельного сбора отходов (далее — РСО) на предприятии. Речь пойдет исключительно о промышленных отходах; твердые коммунальные, строительные и медицинские отходы в данной статье мы не затрагиваем. Итак, зачем нужен РСО на предприятии и как его правильно организовать?
Для того чтобы сделать работу своего предприятия безупречной в части соблюдения требований в области обращения с отходами, эколог должен: • иметь (своевременно получить) полный комплект легитимной первичной документации по обращению с отходами; • знать объективную картину образования и вывоза всех видов отходов и тенденции ее изменения; • осуществлять постоянную планомерную подготовку предприятия к возможным контрольно-надзорным мероприятиям (а не бросаться латать дыры в последний момент); • уметь убедить руководство предприятия в необходимости инфраструктуры обращения с отходами, соответствующей природоохранным требованиям, и добиться ее организации; • иметь возможность влиять на выбор подрядчиков по обращению с отходами, в т.ч. в рамках расширенной ответственности производителей.
Обратите внимание Грамотно организованный РСО — важный элемент корпоративной культуры и безусловно необходимый элемент экологического стандарта предприятия, если такой разрабатывается как документ (что желательно) или функционирует неформализованно как позиционирование компании на рынке. Нормативно-правовая базаЕсли рассматривать нормативно-правовую базу для организации мест первичного накопления промышленных отходов, прежде всего следует опираться на документы Росприроднадзора и Роспотребнадзора, а также на иные ведомственные акты, разработанные исходя из компетенции соответствующих органов власти. При этом фраза «нормативно-правовая база» произносится с определенной натяжкой, ибо трудно назвать базой те неполные и разрозненные документы, которые действуют в настоящее время. Так, п. 4 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ[1] предусматривает, что при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Все определения, на которых базируется Федеральный закон № 89-ФЗ, легко увидеть в его ст. 1, из которой мы процитируем только определение понятия «объекты хранения отходов».
Словарь Объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Однако требований к таким объектам закон не устанавливает; остается неясным, что может считаться специально оборудованными сооружениями, а что нет, и как должны обустраиваться такие сооружения. Здесь нам приходится обратиться к документам санитарно-эпидемиологического блока. [1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020). |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |