|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
СЗЗ как зоны с особыми условиями использования территорий: очередные измененияСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4 апрель 2020.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Федеральный закон № 455-ФЗ[1], опубликованный в конце 2019 г., вышел настолько запутанным, что не все сразу поняли его важный для экологов смысл. А именно то, что данный НПА имеет прямое отношение к проектированию санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ). Дело в том, что Федеральный закон № 455-ФЗ внес изменения в Федеральный закон № 342-ФЗ[2], который, в свою очередь, скорректировал процедуру установления СЗЗ как зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ). Действующий порядокВ настоящее время проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с требованиями: • Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила, Постановление № 222); • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03); • Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), т.к. СЗЗ признана ЗОУИТ, а порядок установления таких зон определен ГрК РФ. Согласно Правилам после разработки проект СЗЗ должен пройти экспертизу в уполномоченных органах и получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам[3]. В случае если объект, для которого разработан и утвержден проект СЗЗ, находится на территории действующего промышленного узла аналогичного вида хозяйственной деятельности, необходимо провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. Для получения решения об установлении СЗЗ правообладатель земельного участка представляет в Роспотребнадзор следующие документы: • заявление об установлении СЗЗ; • проект СЗЗ; • экспертное заключение на проект СЗЗ; • санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ; • результаты измерений концентраций загрязняющих веществ и уровней физического и иных видов воздействия за контуром объекта (если объект действующий); • файлы в xml-формате, содержащие текстовое и графическое описание границ СЗЗ; • материалы оценки риска для здоровья населения (при необходимости). Что изменилось?Сравним старую и новую редакции Федерального закона № 342-ФЗ и попробуем выяснить, что изменилось в вопросе установления СЗЗ. Федеральный закон № 455-ФЗ вносит поправки в ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ.
Изменения, касающиеся СЗЗ как ЗОУИТ, начинаются с п. 13 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, который в действующей редакции предусматривает следующее: • с 01.01.2022 (в предыдущей редакции — 01.01.2020) ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют; • собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 01.10.2021 (в предыдущей редакции — 01.10.2019) обязаны обратиться в уполномоченные органы с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением документов, предусмотренных Положением о СЗЗ; • органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ, вправе обратиться в уполномоченные органы с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением необходимых документов; • до дня установления СЗЗ возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ (04.08.2018) ориентировочной, расчетной (предварительной) СЗЗ, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются. Как видим, границы СЗЗ, определенные по старым требованиям закона, — так называемые ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ — теперь действуют до начала 2022 г.
22 мая в 12:00 МСК состоится вебинар на тему «Разработка проекта СЗЗ с учетом последних изменений законодательства».
Напомним, что незадолго до 01.10.2019 предприятия, имеющие только санитарно-эпидемиологические заключения на проекты СЗЗ, получили письма Роспотребнадзора о необходимости срочно внести сведения о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Для этого многим предприятиям пришлось разработать проекты СЗЗ заново (при несоответствии проектов новым требованиям законодательства либо по иным причинам), получить новые санитарно-эпидемиологические заключения на основе платной экспертизы и оплатить услуги кадастровых инженеров для составления специального документа в электронном виде с описанием границ СЗЗ. Все это — долгий и дорогостоящий процесс, поэтому далеко не все успели осуществить его до 01.10.2019. Именно по этой причине срок завершения процедуры установления (прекращения существования) СЗЗ отодвинули на 2 года. Особое внимание — строящимся объектамЗначительно изменен п. 16 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ, также в ст. 26 введены пп. 16.1 и 16.2:
Если мы внимательно изучим приведенные положения, становится понятно следующее.
[1] Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [2] Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [3] См. п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.07.2019). [4] Здесь и далее выделено автором. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |