|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Оценка риска для здоровья населения при разработке СЗЗ: проводить или нет? «Спор» СанПиН и Правил установления СЗЗСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12 декабрь 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Проекты санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) сегодня разрабатываются по новым требованиям, которые утверждены двумя основополагающими документами[1]. Ранее, до выхода Правил, при установлении СЗЗ руководствовались только требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и даже с одним этим документом возникало много спорных вопросов. На данный же момент разработчики имеют двойную порцию проблем, т.к. Правила и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 противоречат друг другу во многих пунктах. Что такое оценка риска для здоровья населения?Законодательно использование методологии оценки риска было закреплено Постановлением Минздрава РФ № 25, Госкомэкологии РФ № 03-19/24-3483 от 10.11.1997 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации», согласно которому методика оценки риска используется в системе социально-гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической и гигиенической паспортизации, определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании приоритетных мероприятий в планах действий по охране и гигиене окружающей среды и оценке их эффективности.
Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой специалистов, аккредитацией учреждений, осуществляются за плату по методам, утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ, специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист, токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с привлечением специалистов других ведомств. Руководящим документом по проведению оценки риска является Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (далее — Р 2.1.10.1920-04).
Словарь Оценка риска для здоровья человека — количественная и (или) качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции (п. 1.5 Р 2.1.10.1920-04).
Оценку риска должны проводить специальные организации (или отдельные эксперты), эти работы занимают довольно длительное время, особенно для крупных объектов с большим количеством источников выбросов и загрязняющих веществ (в основном такими объектами являются объекты I и II классов опасности по санитарной классификации), и стоят они недешево. Соответственно, необходимо заранее спланировать проведение оценки риска (на этапе заключения договора и составления технического задания), а также заложить стоимость работ в смету. Нужна ли оценка риска?Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проекты СЗЗ для объектов I и II классов опасности должны включать в себя материалы оценки риска для здоровья населения:
Извлечение […]
При этом есть исключения:
Извлечение […]
Как видим, если соблюдены дополнительные условия, приведенные в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, о расстоянии от границы объекта до границы нормируемых территорий, проведение оценки риска даже для объектов высоких классов опасности не является необходимым. К нормируемым территориям относятся жилая застройка, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков. В чем противоречия СанПиН и Правил?С принятием Правил единодушное мнение о необходимости проведения оценки риска у экспертов и инспекторов пошатнулось. Причина этому — неоднозначность требования п. 16 Правил:
Извлечение […]
Как видно из данного пункта, проект СЗЗ должен содержать обоснование размеров и границ СЗЗ с учетом расчетов рассеивания и оценки риска для здоровья человека, т.е. никаких исключений и даже никаких ссылок на действующее законодательство. Все это привело к тому, что в ряде случаев оценка риска считается необходимой к проведению не только для объектов I и II классов опасности, расположенных рядом с жилой застройкой, но в принципе для всех объектов любых классов опасности. В связи с вышеизложенным возникает вопрос о приоритете применения одного из упомянутых нормативных правовых актов. [1] Проекты СЗЗ разрабатываются на основании: • Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (в ред. от 21.12.2018; далее — Правила); • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). [2] Выделено автором. [3] Здесь и далее выделено автором. [4] Выделено автором. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |