|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Отчетность в Росприроднадзор за 2019 год: три главных вопросаСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12 декабрь 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Накануне годовой отчетности в Росприроднадзор предлагаем разобрать спорные моменты, связанные с подготовкой и сдачей отчетности по отходам для малого и среднего бизнеса (далее — субъекты МСП), формы № 2-ТП (воздух), а также измененной формы № 2-ТП (отходы). КАК СУБЪЕКТЫ МСП ДОЛЖНЫ ОТЧИТЫВАТЬСЯ ПО ОТХОДАМ ЗА 2019 ГОД?С 2019 г. изменилась система нормирования в области обращения с отходами. Однако несмотря на то, что сейчас требования к отчетности четко зависят от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), для малого и среднего бизнеса до сих пор актуален вопрос: как отчитаться по отходам? Рассмотрим ситуацию подробно. Прежний порядок нормированияВ рамках старой системы нормирования представители крупного бизнеса разрабатывали проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), согласовывали его в территориальном органе Росприроднадзора или органе исполнительной власти субъекта в области экологии (если объект подлежит региональному надзору) и получали лимиты на размещение отходов. Лимиты выдавались на 5 лет, при этом ежегодно надо было подтверждать неизменность производственного процесса, сдавая технический отчет. В свою очередь, субъекты МСП освобождались от разработки ПНООЛР, но ежегодно сдавали отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности): • в отношении объектов федерального уровня надзора — в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным, в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (далее — Порядок № 30); • в отношении объектов регионального уровня надзора — в орган исполнительной власти, в котором данные объекты были поставлены на учет. Сроки сдачи и форма отчета могли быть такими же, как для объектов федерального уровня надзора, либо регламентировались региональными нормативными документами. Новая система нормированияС 01.01.2019 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в зависимости от того, к какой категории относится объект НВОС. При этом больше не играет роли, какому бизнесу — крупному, среднему или малому — принадлежит данный объект[1]. Поскольку и у крупного бизнеса, и у субъектов МСП могут быть объекты НВОС всех категорий, за них надо сдавать свою отчетность. Отчетность по отходам для субъектов МСП за 2019 годВ текущей ситуации возникает вопрос: должны ли субъекты МСП, как и раньше, сдавать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов? С одной стороны, в ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ вообще ничего не сказано про отчетность субъектов МСП, т.е. по факту законодательно не прописана какая-либо форма отчетности, применимая исключительно к субъектам МСП. С другой стороны, Порядок № 30 остается действующим[2]. В связи с этим неясно, будут ли контролирующие органы требовать от субъектов МСП отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, ссылаясь на действующий нормативный правовой акт. В этой ситуации остается ждать официальных разъяснений Росприроднадзора. КТО ДОЛЖЕН ОТЧИТАТЬСЯ ПО ФОРМЕ № 2-ТП (ВОЗДУХ) ЗА 2019 ГОД?При подаче отчетности за 2018 г. природопользователям пришлось непросто. Во-первых, на смену Приказу Росстата от 09.08.2012 № 441 (далее — Приказ № 441) был принят Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 (далее — Приказ № 661). В результате серьезно изменились правила заполнения и порядок сдачи формы № 2-ТП (воздух). Один из ключевых моментов — теперь форму надо сдавать в территориальный орган Росприроднадзора, а не Росстата. Во-вторых, дополнительно было опубликовано письмо Росприроднадзора от 16.01.2019 № РН-03-01-31/1722 «Разъяснения по предоставлению отчетности по форме № 2-ТП (воздух)» (далее — письмо № РН-03-01-31/1722), в результате чего возник и до сих пор остается открытым вопрос: как определить, должна ли организация отчитываться по форме № 2-ТП (воздух)? Рассмотрим подробнее спорную ситуацию и произошедшие изменения. Спорный момент: кто должен сдавать форму № 2-ТП (воздух)Что было раньше?До 2018 г. форму № 2-ТП (воздух) сдавали организации, стационарные источники которых выбрасывали в атмосферу: • более 10 т загрязняющих веществ в год; • от 1 до 10 т загрязняющих веществ в год включительно, если в составе выбросов присутствовали загрязняющие вещества I и (или) II классов опасности. Новые требования и спорная ситуацияВ ноябре 2018 г. вышел Приказ № 661, согласно которому форму № 2-ТП (воздух) должны сдавать организации, у которых есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при этом выполняется одно из двух условий: • объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС превышает 10 т в год; • объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС составляет от 5 до 10 т в год включительно и в составе выбросов есть загрязняющие вещества I и (или) II классов опасности. Требования изменились, и они были понятны. Однако в январе 2019 г. Росприроднадзор выпустил письмо № РН-03-01-31/1722, и в нем указано, что объемы разрешенных выбросов, по которым непосредственно определяется необходимость сдавать форму № 2-ТП (воздух), относятся не к каждому объекту по отдельности, а ко всем объектам НВОС юридического лица или индивидуального предпринимателя в целом. Какие здесь возникают сложности, разберем на примере.
Пример 1 Допустим, у предприятия есть 4 объекта НВОС со следующими объемами выбросов: Отчетность по форме № 2-ТП (воздух) за 2019 год: вопрос открытПисьмо-разъяснение, которое появилось в разгар отчетной кампании за 2018 г., противоречит выпущенному ранее Приказу. В результате возникшей ситуации многие организации не представили отчет либо сдали его после нормативного срока (22 января). Вопрос о том, как правильно определять, надо ли отчитываться по форме № 2-ТП (воздух), на момент подготовки статьи остается актуальным. Поскольку письмо не является нормативным правовым актом, справедливо полагать, что больший вес имеет Приказ. Однако до отчетной кампании рекомендуем проконсультироваться в территориальном органе Росприроднадзора, нужно ли сдавать отчет по форме № 2-ТП (воздух), если ваша ситуация аналогична той, что описана в примере 1. Изменение: из чего состоит отчетРассмотрим еще два изменения, которые коснулись отчета по форме № 2-ТП (воздух). Согласно Приказу № 661 теперь форму № 2-ТП (воздух) надо заполнять не по предприятию в целом, а по каждому объекту НВОС. При этом возможны два варианта: • если объекты НВОС находятся в одном регионе, то сдается один отчет, который включает несколько экземпляров каждого раздела (по числу объектов) и только один титульный лист; • если объекты НВОС находятся в разных субъектах, то и отчетов готовится несколько (по числу объектов). Затем отчеты сдают в территориальные органы Росприроднадзора, в которых объекты были поставлены на учет. Дублировать отчеты в органы Росстата не нужно. Изменение: как заполнять раздел 2 формы № 2-ТП (воздух)Еще одно изменение коснулось заполнения раздела 2 формы № 2-ТП (воздух). Раньше все загрязняющие вещества, отсутствовавшие в перечне из приложения к Приказу № 661 (ранее — к Приказу № 441), нужно было кодировать 8888 и вносить отдельными строками. Теперь все эти вещества кодируются 8888 суммарно и их общая масса записывается в одну строку.
Пример 2 Выбросы предприятия включают:
Однако теперь согласно Приказу № 661 раздел 2 должен выглядеть следующим образом:
Также обратите внимание: то, какие разделы надо заполнять в отчете, зависит от организационно-правовой формы респондента — является он юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Юридические лица заполняют разделы: • 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация»; • 2 «Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ»; • 3 «Источники загрязнения атмосферы»; • 4 «Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (если в отчетном периоде были проведены мероприятия, направленные на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу); • 5 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения». Индивидуальные предприниматели заполняют разделы: • 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация»; • 3 «Источники загрязнения атмосферы». КАК ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ № 2-ТП (ОТХОДЫ) ЗА 2019 ГОД?Форма № 2-ТП (отходы): все по-новомуЗа 2019 г. организациям предстоит сдавать всерьез обновленную форму № 2-ТП (отходы). Приказ Росстата от 19.08.2019 № 459 (далее — Приказ № 459) внес так много изменений, что практически можно говорить о новой форме. Поменялось даже ее название: исключено «транспортирование», добавлены «обработка» и «утилизация».
Список тех, кто должен сдавать форму № 2-ТП (отходы), состоит из трех групп респондентов: организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут деятельность в области обращения с отходами, операторы и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО). При этом наибольший вопрос в настоящий момент вызывают требования к заполнению отчета. Остановимся на них подробнее. Изменение: сложности с таблицей 2Раньше форма № 2-ТП (отходы) состояла из одной таблицы, в которой надо было указывать все операции с отходами. Теперь форма включает две таблицы, причем вторую заполняют лишь операторы и региональные операторы по обращению с ТКО. В таблице 1 выделена графа для ТКО — в этой графе хозяйствующие субъекты, которые образуют ТКО и при этом сами не являются операторами или региональными операторами, должны показывать количество переданных ТКО. В таблице 2 операторы и региональные операторы указывают, какое количество ТКО они образовали, получили от других организаций и какие дальнейшие операции были произведены с данными отходами. Вносимые сведения должны соответствовать друг другу согласно арифметическим и логическим контролям. Вместе с тем приведенные в Приказе № 459 контроли для раздела II вызывают сомнения, поскольку они вынуждают сравнивать неравнозначные показатели.
Например, графа 2 должна быть больше или равна графе 3. Получается, показатель «Образование ТКО за отчетный год» должен превышать или равняться показателю «Поступление ТКО к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов, всего», а это в принципе невозможно — один оператор не может произвести отходов больше, чем все организации, от которых он принимает отходы.
Такое противоречие наблюдается в каждом пункте арифметических и логических контролей. Надеемся, что до отчетного периода Росприроднадзор проведет сверку контрольных соотношений и внесет изменения в Приказ № 459, чтобы природопользователи смогли отчитаться по новой форме без затруднений. Отметим, что срок сдачи формы № 2-ТП (отходы) остался прежним — 1 февраля.
[1] Соответствующие изменения внесены в ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [2] На момент подготовки статьи. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |