|
|
Законное уменьшение платы за НВОС при размещении отходов добычи. Администратор платы против. Что скажет суд?Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 12 декабрь 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Действующий порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) предусматривает особенные условия расчета платы за размещение отходов, образованных при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем практика знает случаи, когда регулятор необоснованно уклоняется от применения данных условий, что увеличивает экологические платежи добывающих компаний более чем в 600 раз.
Плата за НВОС взимается в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)[1].
Правовое регулирование Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 29.06.2018).
Приведенное правовое регулирование предусматривает как общие правила исчисления платы, в основе которых лежит класс опасности размещаемых отходов, так и специальные, которые применяются при соблюдении ряда условий при размещении отходов. Общий для всех порядок исчисления платы за размещение отходов установлен пп. 18 и 20 Правил. Так, масса размещенных отходов умножается на ряд коэффициентов и на ставку платы, которая определяется в зависимости от класса опасности размещаемого отхода (п. 18 Правил). Пункт 20 Правил, предусматривающий повышенную имущественную ответственность за размещение отходов на санкционированных государством объектах, но с нарушением установленного разрешительного документа, предполагает умножение суммы платы, исчисленной по п. 18 Правил, на коэффициент 5.
Пункты 14, 16 и 22 Правил являются специальными по отношению к общим пп. 18 и 20 Правил, поскольку регулируют внесение платы за отходы, образующиеся при различных производственных операциях. С правовой точки зрения специальные нормы, не изменяя объема обязанностей, установленных общими нормами (в данном случае — обязанности природопользователя вносить плату за НВОС), конкретизируют последние в зависимости от специфики регулируемых отношений. Исходя из общих принципов, определяющих критерии правового выбора, специальная норма обладает юридическим приоритетом перед общей нормой. Применительно к добывающей промышленности особый интерес представляет п. 16 Правил:
Извлечение […]
[1] Пункт 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.07.2019). |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |