|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Что такое технологическое нормирование и как установить технологический нормативСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8 август 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Сегодня ситуация складывается так. Есть серьезные загрязнители окружающей среды, от которых мы не можем отказаться, т.к. не хотим назад в пещеры. При этом такие предприятия-загрязнители не могут достичь гигиенических нормативов, которые устанавливаются исходя из невредности для здоровья человека. Попробуем разобраться в логике реформы экологического нормирования — поговорим о прошлом и настоящем технологического нормирования и о том, какие вопросы неизбежно возникнут в будущем. Истоки измененийОставим в стороне рассуждения о спорности концепции порогового воздействия и просто примем, что есть предприятия, которые наносят вред здоровью, но они нам нужны. Ранее в этом случае «выкручивались» с помощью временно согласованных выбросов (сбросов), которые в теории требовали прихода к предельно допустимым выбросам (нормативам допустимых сбросов; далее — ПДВ, НДС) спустя какой-то срок с помощью «плана мероприятий». Если же эта цель была реально недостижима, приходилось играть в некую игру: после наступления срока выполнения невыполненных мероприятий предприятие писало объяснительную, почему оно не выполнило план, и предлагало новый срок, а госорган его принимал. А многие загрязнители и вовсе находились вне правового поля, на что все закрывали глаза, т.к. не было другого выхода. Фраза «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» приписывается авторам XIX века (например, М.Е. Салтыкову-Щедрину). Но в Европе так нельзя — они законопослушные, и поэтому законы должны быть такими, чтобы их возможно было соблюдать. И они придумали следующее: 1) используя отраслевой подход, определили значимые предприятия-загрязнители, собрали с них информацию; 2) изучили используемые технологии, выбрали лучшие; 3) определили удельные показатели (например, количество выбросов на единицу продукции); 4) постановили, что все должны достигать эти показатели, — раз одни смогли, то и другие должны суметь, т.е. это требование реально выполнимое. Таким образом предложили принцип нормирования не с конца (как хотите, так и сделайте, чтобы концентрация выбрасываемых (сбрасываемых) вами веществ не превышала ПДК), а с начала — реализуйте наилучшую из возможных (доступных, реальных) технологий и достигайте наилучших реально возможных показателей. Вот мы и решили позаимствовать их картинку и реализовать у себя. Что получилось и получается?Сначала приняли Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ). Долго над ним бились, лет семь (по словам одного из членов Российского союза промышленников и предпринимателей). Нам исток видится в проектах по гармонизации экологических стандартов. В рамках этих проектов изучался опыт Германии и ЕС, переводились их директивы, законы, справочники наилучших доступных технологий (далее — НДТ), проводились семинары, конференции… Отчеты представлялись в Минприроды России. И вот появился Федеральный закон № 219-ФЗ.
Как это в последнее время бывает, законы пытаются защитить добросовестный бизнес, что умело обходится уже на этапе создания подзаконных актов. В чем одна из основных трудностей реализации нашего экологического законодательства? Нормы-обязанности звучат: «Каждое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны...», а дальше представляется промышленный гигант и все требования расписываются под него. А юридическое лицо — это и детский сад, и школа, и ларек, не очень прибыльно торгующий. Такое законодательство было уместно в Советском Союзе, где дозволялось чиновничье усмотрение и никто не требовал от детского садика разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР). Теперь же борьба с коррупцией хуже самой коррупции. Если инспектор не потребует ПНООЛР с детского садика, вдруг его во взятке заподозрят? Сместились и цели госэконадзора. Появились дела в виде штрафа на офис за отсутствие ПДВ, т.к. покрасили окна, появился источник выброса — окна пахли краской. А ПНООЛР для школ и детских садов стали обыденностью. Ведь они же не субъекты малого и среднего бизнеса, вообще не бизнес. Но юридические лица. И вот Федеральный закон № 219-ФЗ разделил предприятия на категории по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС). Здорово, правда? Мы все радовались. До тех пор, пока не появились критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Но не будем о самих Критериях, а посмотрим, как они увязаны с НДТ. Поворот на НДТОбъекты I категории обязаны реализовать НДТ — это одна ветвь реформы нормирования. Вторая ветвь — собственно НДТ. Откуда берется эта технология? Кто скажет, что именно она должна быть признана НДТ? Как и в ЕС, описание НДТ приведено в справочниках НДТ. У нас (как и, наверное, в Европе) в первую очередь определили области применения НДТ[1] (по отраслевому принципу или процессу; табл. 1).
Таблица 1. Области применения НДТ
Согласно областям применения НДТ определили, какие справочники выпускать и в какой последовательности[2]. В Европе, напомним, отрасли давали информацию для справочников. А у нас? Давали? Выясните в своей отрасли. Давали. Кто как — кто кое-как, а кто никак. Как отрасль поучаствовала в создании справочника, такой и результат. Время как никогда давалось, но мы же без стимула не работаем — и к действиям все равно переходили либо к концу срока, либо после него. В результате пришлось запустить реформу с тем, что есть, и править по ходу движения. Итак, реформа запущена 01.01.2019, и уже издано Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2019 № 866-р «Об утверждении поэтапного графика актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям». Рекомендуем теперь отраслям поучаствовать в разработке справочников более осмысленно. Какой справочник получится, по такому и жить будете.
Далее в статье: [1] См. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий». [2] См. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р «Об утверждении поэтапного графика создания в 2015–2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий». |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |