|
|
ССЗ, ДС, СиОС в трудовом праве и законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населенияСтатья была опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4 июль 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Каковы различия между средствами индивидуальной защиты и санитарной одеждой? Есть ли типовые нормы выдачи санитарных средств защиты? Должен ли специалист по охране труда организовывать выдачу работникам санитарных средств защиты и дезинфицирующих средств? Кто в организации должен контролировать выдачу и применение санитарных средств защиты и дезинфицирующих средств? Можно ли заменить смывающие и обезвреживающие средства дезинфицирующими средствами?
В здравоохранении и пищевой промышленности, как и в других отраслях, предусмотрены требования к обеспечению работника средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), санитарными средствами защиты (далее — ССЗ), смывающими и (или) обезвреживающими средствами (далее — СиОС) и дезинфицирующими средствами (далее — ДС). Рассмотрим, какими нормативными правовыми актами регламентировано применение соответствующих средств защиты и с какими проблемами сталкиваются работодатели при обеспечении ими своих работников. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ НОРМИРОВАНИЯТребования к работодателю по обеспечению безопасных условий труда установлены двумя основополагающими федеральными документами:
Если учитывать цели, которые преследуют данные федеральные законы, а именно обеспечение безопасности человека, то различий между ними немного. Но с точки зрения организации обеспечения требований и соблюдения подзаконных актов знака равенства лучше не ставить. Что регулирует Федеральный закон № 52-ФЗ?Федеральный закон № 52-ФЗ осуществляет санитарно-эпидемиологическое нормирование условий труда человека, в том числе если данный человек является работником. Также закон призывает соблюдать исключительно требования санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ:
Санитарно-эпидемиологические правила в основном устанавливают требования к необходимости применения работниками соответствующих ССЗ и ДС, направленных на обеспечение безопасности как самого работника, так и на обеспечение санитарно-гигиенических норм на производстве. При этом данные санитарно-эпидемиологические правила не редко устанавливают требования к обеспечению работников СИЗ. Федеральный закон № 52-ФЗ нормирует не только условия труда и работы человека, но и санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к продукции, товарам и технологиям их производства, потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, продуктам питания, их составляющим и технологиям их производства, и к иным объектам, материалам, сырью, производствам[2]. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:
Важно! Все остальные нормативные правовые акты, включая правила охраны труда, не должны противоречить санитарным правилам[4]. Что регулирует Трудовой кодекс РФ?Трудовой кодекс РФ рассматривает человека исключительно как работника, т. е. сужает круг лиц (объектов), для которых необходимо обеспечить безопасные условия труда, но при этом расширяет обязанности работодателя по обеспечению безопасности работника — при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. Также работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте. Под понятием охрана труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. При этом требованиями охраны труда являются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда[5]. Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Они устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности[6]. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса)[7].
Очевидно, что в санитарно-эпидемиологическом и трудовом законодательствах много одинакового в подходах обеспечения безопасности. Даже в основе определений понятий этих законодательств много общего. Единственным принципиальным различием является направленность применяемых норм:
ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВАУстанавливая нормы по организации производства, работ или услуг, законодатель всегда стремится обеспечить безопасность за счет организации производства и применения коллективных средств защиты (ограждения, бактерицидные лампы и облучатели, общеобменная и местная вентиляция, сигнализация об опасности, включая знаки безопасности, и другие). При неэффективности коллективных средств защиты или при необходимости обеспечить дополнительную безопасность применяются СИЗ, ССЗ, СиОС и (или) ДС. В здравоохранении и пищевой промышленности все эти средства защиты особенно актуальны и важны, при этом они дополняют друг друга. Но как раз такая близость является причиной всех проблем с их обеспечением и применением. [1] Статья 25 Федерального закона № 52-ФЗ. [2] Глава III Федерального закона № 52-ФЗ. [3] Пункт 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554. [4] ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ. [5] Статья 209 ТК РФ. [6] Статья 211 ТК РФ. [7] Пункт 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |