|
|
Сложные вопросы о гарантиях за работу во вредных условияхСтатья была опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4 июль 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. После введения специальной оценки условий труда (СОУТ) изменились и правила предоставления гарантий работникам, которые работают во вредных условиях. И хотя СОУТ проводят уже более пяти лет, вопросы возникают и у работников, и у специалистов по охране труда. В статье вы найдете:
Когда условия труда считаются вредными?В настоящее время наличие вредности можно установить только по результатам СОУТ. Указание профессии или должности в Списках № 1 и № 2[1] — еще не повод предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных условиях. Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2013 № 135-0 подтвердил, что вредное воздействие факторов обязательно должна подтвердить аттестация рабочих мест (а теперь СОУТ, которая пришла на смену аттестации). И наоборот, если должности нет в Списках, а СОУТ выявила сверхнормативное воздействие вредных факторов, то условия все равно будут считаться вредными (Решение Московского городского суда от 12.12.2014 по делу № 7‑9197). Условия труда при проведении СОУТ будут признаны вредными, если измеренный специалистами уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов превысит нормативы. Поскольку воздействие бывает разным, вредные условия делят на 4 подкласса: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, по степени увеличения опасности для здоровья. Выделяют еще 4 класс — опасные условия труда. В таких условиях вероятность возникновения профессиональных заболеваний или получения травмы очень высока. Какие гарантии и льготы имеют работники, работающие во вредных условиях?Чтобы компенсировать неблагоприятное воздействие производственных факторов или уменьшить его степень, государство установило для «вредников» целый ряд гарантий (табл. 1). Некоторые гарантии перечислены в ст. 92, 147, 117 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) (табл. 2).
Обратите внимание! Законодательство устанавливает только минимальный порог. Конкретный размер доплаты к окладу, а также конкретную продолжительность дополнительного отпуска и рабочей недели каждый работодатель устанавливает самостоятельно в локальных актах. При этом можно ориентироваться на Списки (Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570).
Если на организацию распространяются отраслевые (межотраслевые) соглашения, компенсации предоставляются в размере не меньшем, чем в соглашениях. Порядок получения работниками гарантий, льгот и компенсаций (за исключением льготной пенсии) обязательно нужно установить в локальном нормативном акте работодателя или коллективном договоре. Кроме того, указание гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях — обязательное условие трудового договора с работником. ГИТ считает, что отсутствие указания класса условий труда в трудовом договоре со ссылкой на отчет о спецоценке является ненадлежащим оформлением трудового договора. Суды это поддерживают (Решение Пермского краевого суда от 11.05.2017 по делу № 7‑805/2017 (21-519/2017), Постановление Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу № 4А-775/2016). Сложные ситуации при предоставлении льгот и гарантийНа практике сложность вызывают предоставление сокращенной рабочей недели и дополнительного отпуска. Это связано с тем, что до августа 2014 г. действовало Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, которое обязывало работодателей предоставлять одновременно все три вида гарантий (повышенная оплата, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя), если аттестация выявила вредные условия любой категории. А после введения СОУТ дополнительный отпуск и сокращенная неделя положены уже далеко не всем (см. табл. 2). Минтруд России разъяснил ситуацию в письмах № 15-1/ООГ-2161 от 15.04.2015 и № 15-1/В-601 от 26.02.2016. [1] Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (в ред. от 02.10.1991). |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |