|
|
Как правильно вести контроль выбросов в периоды НМУ?Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7 июль 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. В конце 2016 г. наше предприятие получило разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании ранее согласованного проекта предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ). В проекте ПДВ мы отнесли предприятие к 3 категории и, сославшись на Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012), не разработали план мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ). В 2019 г. по результатам плановой проверки предприятия инспектор Росприроднадзора выдал предписание о разработке данного плана. При разработке плана мы столкнулись со следующими вопросами.
1. К какому контролю — экологическому или внутрипроизводственному — относятся замеры в периоды НМУ? 2. Какая лаборатория должна проводить замеры в периоды НМУ — аккредитованная или достаточно аттестованной (на предприятии есть аттестованная лаборатория)? Данный вопрос мы задавали специалистам Минприроды и Росприроднадзора, но точного ответа не получили. 3. Являются ли источниками, на которых уменьшаются выбросы в периоды НМУ: • котельная, работающая на природном газе; • дыхательные клапаны, расположенные на емкостях с природным газом, которые срабатывают в случае, если давление в емкости превышает максимально допустимое? 4. Совпадают ли методы контроля в плане мероприятий в периоды НМУ и в проекте ПДВ? 5. У предприятия специфические загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух (для большей части из них даже нет сертифицированных методик для определения концентраций), а также есть нагретые источники выбросов с температурой до +3000 °С — определять концентрации веществ в периоды НМУ на таких источниках затруднительно. Можно ли в плане мероприятий поставить инструментальный замер только для III режима работы предприятия?
Для того чтобы дать развернутый ответ на вопрос, прежде всего рассмотрим законодательные требования к разработке плана мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ). НМУ — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха[1]. Обязанность по разработке и выполнению плана мероприятий в периоды НМУ закреплена в ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ:
Извлечение Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
Ранее, до внесения изменений[3] в ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ, при разработке плана мероприятий в периоды НМУ мы опирались на требования РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85), который гласит: «Предприятия, не включенные в перечень объектов, получающих предупреждения о возможных НМУ, по согласованию с МЦГМС, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ не разрабатывают». Списки предприятий составлялись территориальными органами Росгидромета, и только такие объекты получали уведомления о наступлении НМУ и, соответственно, разрабатывали план мероприятий. Сейчас такие списки еще составляются в некоторых регионах страны, однако в каждом субъекте есть свои собственные нормативные акты, регламентирующие необходимость разработки планов мероприятий в периоды НМУ. Например, согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 09.08.2017 № 318-п «Об утверждении порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и сельских поселениях Ставропольского края, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края формирует и утверждает перечень хозяйствующих субъектов, обязанных осуществлять мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. В данный перечень включены предприятия, которые имеют 1 или 2 категорию воздействия.
Обратите внимание Указанные категории — это не категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а категории, которые ранее рассчитывались в ходе разработки проекта предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ). Категория предприятия определялась исходя из максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ, выбрасываемых источником выброса, в контрольных точках.
В Ставропольском крае при получении информации о наступлении НМУ от Росгидромета Министерство передает ее хозяйствующим субъектам телефонограммой либо по электронной почте, посредством факсимильной связи, иными доступными средствами связи. Для приема предупреждений о НМУ на объектах хозяйственной деятельности приказом руководителя назначаются ответственные лица, которые по факту поступления информации регистрируют ее в журнале для записи предупреждений (оповещений) о НМУ (форма журнала приведена в приложении 4 к РД 52.04.52-85) и сообщают содержание предупреждения всем подразделениям. При получении информации предприятия обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованным планом мероприятий.
Для согласования плана мероприятий в периоды НМУ предприятия представляют в Министерство материалы по временному сокращению выбросов в соответствии с п. 5.5 РД 52.04.52-85. Министерство письменно уведомляет о согласовании либо об отказе в согласовании мероприятий в течение 30 рабочих дней со дня представления материалов. При прекращении НМУ субъекты хозяйственной деятельности, включенные в перечень, фиксируют сведения о проведенных мероприятиях, времени и продолжительности их проведения и в течение 5 рабочих дней представляют отчеты о проведенных мероприятиях, включая результаты инструментальных замеров при их наличии: • в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, — в территориальный орган Росприроднадзора; • в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — в Министерство.
К какому контролю — экологическому или внутрипроизводственному — относятся замеры в периоды НМУ? Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль; далее — ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды[4]. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, не включают в программу ПЭК план мероприятий в периоды НМУ. Кроме ПЭК на объектах хозяйственной деятельности проводится производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, цель которого — обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением. Данное требование предусмотрено ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 03.08.2018) и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В связи с этим на предприятии должна быть разработана программа производственного контроля, которая включает: • перечень нормативных документов с учетом вида деятельности предприятия; • список лиц, ответственных за проведение производственного контроля; • планы мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов; • список работников, обязанных проходить медосмотр и специальную подготовку; • порядок информирования органов государственного надзора о возникновении аварийных ситуаций, создающих опасность для людей. Программа санитарного контроля также не включает план мероприятий в периоды НМУ. Таким образом, контроль выбросов в периоды НМУ можно отнести к общим экологическим требованиям, установленным федеральным законодательством, и стоит такой контроль особняком.
Какая лаборатория должна проводить замеры в периоды НМУ — аккредитованная или достаточно аттестованной? РД 52.04.52-85, на основании которого разрабатываются и осуществляются мероприятия в периоды НМУ, не содержит особых требований об аттестации и аккредитации лаборатории, которая будет выполнять замеры в периоды НМУ.
Извлечение 9.1. Плановая проверка
Поскольку контроль в периоды НМУ не относится напрямую к ПЭК, соответственно, нет формальных оснований требовать наличия аккредитации у лаборатории, проводящей контроль выбросов в периоды НМУ. Однако налицо правовой пробел, в связи с чем могут возникнуть спорные требования со стороны контролирующих органов.
Являются ли источниками, на которых уменьшаются выбросы в периоды НМУ: Согласно РД 52.04.52-85 при разработке мероприятий в периоды НМУ следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект. С этой целью используют формулы для расчета максимальной концентрации примесей в воздухе (См) для горячих и холодных выбросов (формулы (1) и (2) РД 52.04.52-85 соответственно) в зависимости от рельефа, климата, параметров выбросов. Из формул (1) и (2) видно, что См значительно уменьшается с увеличением высоты трубы, особенно в случае горячих выбросов. Следовательно, в периоды НМУ при прочих равных условиях необходимо в первую очередь сокращать низкие выбросы. Концентрация примесей зависит от числа труб, через которые поступает в атмосферу заданное количество вредных веществ. Эта зависимость особенно существенна в случае холодных выбросов. В связи с этим в периоды НМУ следует в первую очередь снижать выбросы, поступающие в атмосферу из большого числа мелких источников. Значение См уменьшается с увеличением перегрева выходящих газов по отношению к окружающему воздуху. Чем холоднее выбросы, тем более эффективным для уменьшения приземных концентраций является их кратковременное сокращение. Для эффективного предотвращения повышения уровня загрязнения воздуха в периоды НМУ следует в первую очередь сокращать низкие, рассредоточенные, холодные выбросы.
Извлечение 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ
Таким образом, чтобы определить, нужно ли включать котельную и дыхательные клапаны в план мероприятий, следует провести расчет по формулам (1) и (2) РД 52.04.52-85 либо воспользоваться расчетом из проекта ПДВ для оценки приземных концентраций веществ от данных источников. В приложении 6 к РД 52.04.52-85 содержатся примеры специфических мероприятий на предприятиях отдельных отраслей промышленности, в т.ч. мероприятия на котельных и на предприятиях химической промышленности.
Совпадают ли методы контроля в плане мероприятий в периоды НМУ и в проекте ПДВ? У предприятия специфические загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух, а также есть нагретые источники выбросов с температурой до +3000 °С. Можно ли в плане мероприятий поставить инструментальный замер только для III режима работы предприятия? План-график контроля, приведенный в проекте ПДВ, разрабатывался на основании Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987). В данном документе представлен образец плана-графика контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и в контрольных точках (на постах). В настоящее время проект ПДВ выведен из правового поля для всех объектов, кроме объектов I категории до получения ими комплексного экологического разрешения и объектов II категории до представления ими декларации о воздействии на окружающую среду. Соответственно, результаты расчетов из проекта ПДВ для объектов III и IV категорий можно использовать лишь для справки. План-график контроля в проекте ПДВ и план мероприятий в периоды НМУ не обязательно должны совпадать по своим характеристикам, в т.ч. по методам контроля. В соответствии с РД 52.04.52-85 контроль степени эффективности сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осуществляют с помощью инструментальных, балансовых и других методов. Однако в каких случаях используется инструментальный метод, не указано, кроме уточнения, что при наступлении НМУ 1 степени среди прочих мероприятий нужно обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны. Можно сделать вывод, что инструментальный контроль необходим на газоочистных установках, в остальных же случаях метод контроля остается на усмотрение предприятия. Следовательно, если измерить выбросы специфических веществ нет возможности из-за отсутствия сертифицированных методик и «нагретости» источников, вполне возможно осуществлять контроль расчетным методом. [1] Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ). [2] Здесь и далее выделено автором. [3] См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях». [4] Пункт 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2018). [5] Здесь и далее выделено автором. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |