|
|
Представление отчета о результатах мониторинга на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду: убить одним выстрелом двух зайцевСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1 январь 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Ключевые вопросы Оформление и представление результатов мониторинга Подтверждение исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду
Предельная дата представления отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее — отчет о результатах мониторинга) — 15 января года, следующего за отчетным периодом. Представление отчета о результатах мониторинга преследует сразу две цели: 1) выполнение обязанности по представлению отчета; 2) подтверждение исключения негативного воздействия объекта размещения отходов (далее — ОРО) на окружающую среду для цели освобождения от обязанности по внесению платы за размещение отходов на таком объекте. Так, исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[1]. При этом на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники ОРО, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией[2]. Оформление и представление результатов мониторингаПорядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее — Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.
Извлечение […]
И здесь следует отметить, что: • проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду; • представление отчета о результатах мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным периодом, являются безусловными обязанностями лиц, во владении или в пользовании которых находятся ОРО.
Обратите внимание Необходимость исполнения указанных обязанностей не зависит от намерения (желания) лица, во владении или в пользовании которого находится ОРО, подтвердить исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду.
Следовательно, мониторинг должен быть проведен, а отчет о результатах мониторинга представлен в территориальный орган Росприроднадзора даже в том случае, если лицо, во владении или в пользовании которого находится ОРО: • убеждено в том, что эксплуатируемый ОРО оказывает негативное воздействие на окружающую среду и по этой причине получить решение территориального органа Росприроднадзора о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду не удастся; • не желает получить решение территориального органа Росприроднадзора о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду. При этом в законодательстве не разделены процедуры представления в территориальный орган Росприроднадзора отчета о результатах мониторинга в целях исполнения: • Порядка; • Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 467 (далее — Положение). Отчет о результатах мониторинга может представляться в территориальный орган Росприроднадзора однократно и без особых уточнений в сопроводительном письме, во исполнение какого из двух указанных выше нормативных правовых актов данный отчет представляется. Подтверждение исключения негативного воздействия ОРО на окружающую средуВ соответствии с п. 2 Положения исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга, проводимого собственниками ОРО, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся ОРО, в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.
Извлечение […]
Таким образом, порядок подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду предусматривает следующий алгоритм действий владельца ОРО: 1. Предварительное проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду. 2. Формирование результатов мониторинга, подтвержденных данными инструментальных измерений, выполненных для определения качества: • атмосферного воздуха — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО; • почв — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО; • воды поверхностных водных объектов — в месте выпуска сточных вод, поступающих с ОРО в водный объект; • воды подземных водных объектов — на границе земельного участка, на котором расположен ОРО, по направлению течения подземных вод.
3. Подготовка в двух экземплярах на бумажном носителе и одной электронной версии отчета о результатах мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду. 4. Ежегодное представление (до 15 января года, следующего за отчетным периодом) с сопроводительным письмом одного бумажного экземпляра и одной электронной копии отчета о результатах мониторинга в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО. Обратите внимание: Положение предусматривает возможность представления отчета в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Следует подчеркнуть, что инициировать процедуру подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду невозможно без участия лица, эксплуатирующего ОРО. Именно данное лицо подготавливает отчет о результатах мониторинга, содержащий данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду. Поступление в территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом, отчета о результатах мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия ОРО на окружающую среду, с сопроводительным письмом возлагает на территориальный орган Росприроднадзор обязанности по: 1) сопоставлению изложенной в отчете информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Росгидромета или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Росприроднадзора; 2) принятию решения о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду; 3) информированию о принятом решении лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте. В результате о факте подтверждения исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду должно быть известно двум субъектам правоотношений: 1) территориальному органу Росприроднадзора, принявшему решение о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду; 2) лицу, во владении или в пользовании которого находится ОРО: • направившему в адрес территориального органа Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга; • получившему от территориального органа Росприроднадзора информацию о принятии решения о подтверждении исключения негативного воздействия ОРО на окружающую среду.
Обратите внимание Законодательство не связывает освобождение от обязанности по внесению платы за размещение отходов с владением ОРО, на котором отходы размещены.
Иными словами, образователь отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) может передать отходы на размещение на любой ОРО, а для цели освобождения от платы за размещение отходов необходимо, чтобы в отношении такого ОРО было подтверждено исключение (отсутствие) НВОС. Принадлежность ОРО тому или иному лицу не имеет никакого значения для цели освобождения образователя отходов от платы за НВОС при размещении отходов на объекте, исключающем НВОС. |
© 2006—2025, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |