|
|
Новые методы определения нормативов ПДВСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10 октябрь 2018.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Не успели экологи прийти в себя от вступления в силу новых Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе[1], введенных взамен старого ОНД-86[2], не успели тщательно изучить проект нового порядка инвентаризации источников выбросов[3], как подоспел новый проект основополагающего документа — проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»[4] (далее — проект Методов).
Как известно, с 01.01.2019 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) будет изложена в новой редакции[5]:
Извлечение Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
Отметим, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, который бы утверждал методы определения и порядок установления предельно допустимых выбросов (далее — ПДВ). При разработке проектов ПДВ экологи до сей поры руководствуются Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987; далее — Рекомендации). Кроме того, ввиду устаревания требований Рекомендаций приходится совмещать их с положениями Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие). Общие положенияПроект Методов предназначен для расчета величин ПДВ — нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха. Обратите внимание: в проекте Методов используется термин «предельно допустимые выбросы», как и в ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ), тогда как в Федеральном законе № 7-ФЗ используется новое понятие — «нормативы допустимых выбросов». В проекте документа также подчеркивается, что ПДВ определяются исключительно для стационарных источников, при этом учитываются все типы источников (организованные, неорганизованные). Помимо этого, в проекте Методов употребляется термин «определение ПДВ» (а не «установление»), т.е. процедура согласования и утверждения ПДВ в каком-либо государственном органе, судя по всему, отсутствует. В рамках определения ПДВ: • учитывается влияние выбросов от конкретного стационарного источника выбросов и (или) совокупности стационарных источников объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС); • устанавливаются (при необходимости) временно разрешенные выбросы (далее — ВРВ); • решается вопрос о периодичности проведения производственного экологического контроля (далее — ПЭК) по соблюдению ПДВ для конкретных источников выбросов и наименований загрязняющих веществ.
КСТАТИ Вопрос о периодичности контроля в рамках ПЭК сейчас стоит особенно остро, т.к. согласно новым требованиям к содержанию программы ПЭК[7], в плане-графике контроля стационарных источников выбросов подраздела «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» программы указывается в том числе периодичность контроля, но критериев ее определения в Приказе № 74 не приводится.
В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию объектов ПДВ определяются на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации (п. 4 проекта Методов). Указанная норма уже была закреплена в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». Величины ПДВ определяются на основе: • гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и других экологических нормативов, в т.ч. нормативов качества атмосферного воздуха для зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования (мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации)[8].
Напомним, что понятие «экологический норматив» у нас все еще остается теоретическим, поскольку ни один такой норматив не разработан и не установлен на государственном уровне, в отличие от гигиенических нормативов; • величин уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, установленных в соответствии с национальным проектом в сфере экологии, федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха, международными обязательствами Российской Федерации; • региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, целевых показателей объема или массы выбросов на территории субъекта Российской Федерации. В случае если в субъекте Российской Федерации будут установлены нормативы качества, не менее строгие по сравнению с государственными нормативами, то их тоже нужно будет учитывать при определении ПДВ. Определение ПДВПункт 6 проекта Методов предусматривает, что ПДВ определяются для перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р). Указанный документ все еще носит спорный характер, т.к. формально устанавливает перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, а не нормирования. В связи с путаной терминологией в некоторых субъектах Российской Федерации продолжают выдавать разрешения на выброс всех загрязняющих веществ, фактически выбрасываемых источниками хозяйствующего субъекта. [1] Утверждены Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273. [2] Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192). [3] См. проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (regulation.gov.ru/projects#npa=47978). Обратите внимание: Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» возвращен без государственной регистрации (см. письмо Минюста России от 29.08.2018 № 01/115140-ЮЛ). [5] См. пункт 11 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [6] Здесь и далее выделено автором. [7] См. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 74). [8] В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК — в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (п. 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»). |
© 2006—2025, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |