Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю никто не празднует день рождения.

Посмотреть все

Давно пора: получение лицензии на группы отходов

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 9 сентябрь 2018.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Хозяйствующие субъекты, планирующие осуществлять лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами, задаются вопросом: можно ли получить лицензию на группы отходов, а не на их конкретные виды? В настоящей статье проанализируем нормы действующего законодательства по данному вопросу.

Что такое группы, подгруппы, виды отходов

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).

Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792; далее — Порядок № 792).

Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (п. 7 Порядка № 792), т.е. классификационных признаков.

 

Извлечение
из Порядка № 792

[…]
8. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:
происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа[1]),
химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),
агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
9. Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности — в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Вид отходов отображается в федеральном классификационном каталоге отходов следующим образом:

Код вида отходов

Наименование вида отходов

Код вида отходов имеет 11-значную структуру:

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:

X                     блок,
XX                     тип,
XXX                     подтип,
XXX XXX              группа,
XXX XXX XX          подгруппа,
XXX XXX XX XX      позиция.

Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп — с 1 по 999; подгрупп — с 1 по 99.
Девятый и десятый знаки 11-значного кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: 00 — данные не установлены; 01 — твердый; 02 — жидкий; 03 — пастообразный; 04 — шлам; 05 — гель, коллоид; 06 — эмульсия; 07 — суспензия; 08 — сыпучий; 09 — гранулят; 10 — порошкообразный; 11 — пылеобразный; 12 — волокно; 13 — готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 — иное.
Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 — для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 — I-й класс опасности; 2 — II-й класс опасности; 3 — III-й класс опасности; 4 — IV-й класс опасности; 5 — V-й класс опасности.
[…]

 

Согласно разъяснениям Росприроднадзора от 03.10.2014 «О порядке паспортизации отходов», если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов; для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности отхода, «2» — II класс, «3» — III класс, «4» — IV класс, «5» — V класс.

Оформление лицензии в области обращения с отходами на группы отходов

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017); далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

 

СЛОВАРЬ

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ).

 

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение № 1062) утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с чч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ, в котором указывает для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности (подп. «а» п. 5 Положения № 1062).

Напомним, 01.07.2015 вступили в силу изменения[2] в ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ, согласно которым приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I–IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

Таким образом, с 01.07.2015 хозяйствующим субъектам стали выдаваться лицензии в области обращения с отходами, позволяющие осуществлять конкретные работы, составляющие лицензируемый вид деятельности по обращению с конкретными видами отходов I–IV классов опасности, включенными в ФККО.

 

При этом в случае планируемого обращения с иными видами отходов, не включенными в лицензию, хозяйствующим субъектам требовалось переоформить ее по основанию, указанному в ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ: изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Следовательно, изменения хозяйственной деятельности предприятия, приводящие к необходимости обращения с новыми видами отходов I–IV классов опасности, влекли значительные расходы на переоформление лицензии (например, в части привлечения сторонней организации и уплаты госпошлины). А в случае непереоформления лицензии хозяйствующие субъекты несли риск привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1[3]/ч. 1 ст. 19.20[4] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) (в зависимости от того, направлена данная деятельность на извлечение прибыли или нет) за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами с видами отходов, не включенными в лицензию.

Указанная проблема в дальнейшем была решена законодателем следующим образом: в ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ были внесены изменения[5], вступившие в силу 31.12.2017, согласно которым приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, предусмотренных соответственно ст. 13 и 18 Федерального закона № 99-ФЗ, указываются виды отходов I–IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I–IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящее время подп. «а» п. 5 Положения № 1062 не приведен в соответствие с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ и не может применяться в части, ему противоречащей, поскольку обладает меньшей юридической силой. Однако Минприроды России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности», предусматривающий соответствующие изменения.

 

Таким образом, с 31.12.2017 хозяйствующим субъектам выдаются лицензии в области обращения с отходами, позволяющие осуществлять конкретные работы, составляющие лицензируемый вид деятельности по обращению с конкретными видами отходов I–IV классов опасности и (или) группами, подгруппами отходов I–IV классов опасности, с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия.

В письме Росприроднадзора от 02.04.2018 № АС-10-02-36/6274 «О направлении информации» подтверждается указанный вывод: «…соискатель лицензии вправе по своему усмотрению подавать заявление на предоставление/переоформление лицензии на конкретные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов, с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия».

Далее представим пример заполнения заявления о предоставлении лицензии[6] на группу отходов.

 

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

[2] См. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

[3] Влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;

• на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;

• на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.,

с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

[4] Влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;

• на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

[5] См. Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[6] Формы заявлений о предоставлении и переоформлении лицензии утверждены приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности».

© 2006—2018, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.