|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Согласование плана мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10 (22) октябрь 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»
Все вопросы, касающиеся воздухоохранной деятельности, автор данной статьи начнет рассматривать с основ, а именно с Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 23.07.2013; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ). Напомним, что недавно вышла новая редакция данного документа, которая вступит в силу 1 января 2015 г., однако в настоящей статье мы будем рассматривать вопросы, не затрагивающие последние изменения в указанном Федеральном законе.
Для начала приведем извлечение из Федерального закона № 96-ФЗ, относящееся к теме статьи:
Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
1. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. 2. Порядок проведения[1] указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти. 3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности. Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды. […]
Как видим, данное извлечение довольно туманное и требует пояснений. Давайте выясним, что понимается под термином «неблагоприятные метеорологические условия» (далее — НМУ). Согласно ст. 1 Федерального закона № 96-ФЗ НМУ — это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. На сайте Росприроднадзора по Челябинской области http://www.priroda74.ru/ дано более подробное определение: НМУ — это краткосрочное сочетание метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия), которые способствуют накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. К территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии относятся территориальные отделения Росгидромета. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, — это местные органы, занимающиеся контрольно-надзорной деятельностью в области охраны окружающей среды, т.е. своеобразная альтернатива Росприроднадзору. К ним относятся различные комитеты по охране окружающей среды, министерства и ведомства, департаменты и др. Таким образом, информация о наступлении НМУ поступает из местного отделения Росгидромета в местный «комитет» (или иной уполномоченный орган), который, в свою очередь, согласовывает планы мероприятий в периоды НМУ и затем отслеживает выполнение этих планов. Следует оговориться, что существует два разных документа, где указываются мероприятия при наступлении НМУ. Первый документ — проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — проект ПДВ), а именно табл. 4.1, общий вид которой согласно Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу[2] (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие) представлен ниже. Второй документ — собственно отдельно разработанный и согласованный план мероприятий при наступлении НМУ с пояснительной запиской, оценкой эффективности, экономической оценкой и др. При разработке данного документа необходимо руководствоваться РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. Методические указания» (дата введения — 01.12.1986; далее — РД 52.04.52-85). Согласно указанному документу: «Мероприятия по временному сокращению выбросов ЗВ в периоды НМУ должны разрабатываться на всех предприятиях, имеющих источники выбросов ЗВ в атмосферу. Они являются обязательной частью проекта нормативов ПДВ и утверждаются, согласовываются МосЦГМС, отделом по ОАВ до включения их в проект нормативов ПДВ»[3]. Так как РД 52.04.52-85 является действующим, то до вступления в силу редакции Федерального закона № 96-ФЗ от 18.07.2011 все разработчики воздухоохранной документации руководствовались следующим положением РД 52.04.52-85: «Предприятия, не включенные в перечень объектов, получающих предупреждения о возможных НМУ, по согласованию с МЦГМС, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ не разрабатывают». В результате практически никто данный план мероприятий не разрабатывал. Отметим, что в соответствии с Методическим пособием план мероприятий при НМУ разрабатывают те предприятия, которые имеют 1 и 2 категорию воздействия либо 3 категорию по рекомендации Росприроднадзора. Однако, как уже говорилось в предыдущих статьях автора, данное пособие носит рекомендательный характер и, соответственно, не имеет юридической силы при решении спорных вопросов. Таким образом, до 2011 г., несмотря на наличие данного раздела в рекомендуемом составе проекта ПДВ и рекомендации РД 52.04.52-85, план мероприятий при НМУ разрабатывался предприятиями очень редко. Однако после вступления в силу новой редакции Федерального закона № 96-ФЗ тема НМУ повсеместно обсуждается в экологических кругах. Дело в том, что изменения в законодательстве дали настолько широкую свободу действий местным органам, что теперь в разных регионах действуют различные требования к разработке, согласованию и реализации пресловутого плана мероприятий при НМУ.
Например, в Саратовской области действует Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Саратовской области, утвержденный Постановлением Правительства Саратовской области от 12.11.2012 № 671-П (в ред. от 20.05.2014), согласно п. 6 которого «при получении прогнозов о НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованными планами мероприятий».
Таким образом, план мероприятий разрабатывают все без исключения юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов. При этом, опираясь на данное Постановление, а также по ему одному известным причинам местный орган Росприроднадзора предъявляет к природопользователям требование о том, что данный план должен обязательно разрабатываться в составе проекта ПДВ. Зачем — неясно. Кроме того, Росприроднадзор не обладает нужными полномочиями для согласования такого плана мероприятий для всех предприятий. Таблица 4.1 в проекте ПДВ никем не утверждается, местный орган лишь выдает разрешение на выброс на основании данного проекта. При этом тот же местный орган отдельно требует собрать пакет документов для утверждения плана мероприятий на случай НМУ в особом порядке. В Краснодарском крае наблюдается другая картина: план мероприятий при НМУ обязаны разрабатывать предприятия 1 и 2 категории (что соответствует вышеупомянутым положениям Методического пособия), 3 категории — по рекомендации Росприроднадзора. В Красноярском крае план мероприятий при НМУ разрабатывается в составе проекта ПДВ и утверждается местным органом Росприроднадзора. При этом разработан специальный перечень предприятий, которые обязаны разработать такой план. В Республике Татарстан Кабинетом министров издано Постановление от 23.04.1993 № 208 «Об организации работы по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий», согласно которому утверждают план мероприятий при НМУ и заключают договор с Росгидрометом только определенные предприятия, список которых утвержден данным Постановлением (в него вошли порядка 80 наиболее крупных предприятий).
Отдельная проблема в данной ситуации — получение сведений (предупреждений) о наступлении НМУ заинтересованным юридическим лицом.
Например, обзвонить все предприятия Саратовской области, имеющие источники выбросов, невозможно. Раньше, когда план мероприятий при НМУ разрабатывали единичные предприятия, сотрудники Росгидромета согласно заключенному договору о предоставлении прогноза НМУ, способствующих загрязнению атмосферного воздуха, обзванивали все предприятия. Сейчас Росгидромет должен бесплатно предоставлять сведения о наступлении НМУ в местный комитет охраны окружающей среды, который, в свою очередь, размещает такие сведения в свободном доступе на сайте местного Правительства.
В Екатеринбурге, Мурманске, Казани и некоторых других субъектах Российской Федерации предупреждения о наступлении НМУ размещаются на местных сайтах Росгидромета, тогда как в иных субъектах Росгидромет, видимо, в погоне за прибылью, требует заключать с ним договор на оповещение, что обойдется предприятию в круглую сумму — до 100 тыс. в год.
Как видим, ситуация с разработкой и согласованием плана мероприятий при НМУ на территории Российской Федерации складывается совершенно неоднозначная, в каждом регионе имеются свои нюансы. Особенно «радует» тот факт, что простому экологу приходится самостоятельно искать соответствующий документ (приказ, порядок, постановление) для своего субъекта, а функциональность и удобство сайтов местных органов власти оставляют желать лучшего: поиск на этих сайтах практически никогда не работает так, как того хотелось бы, и чаще всего проще позвонить и узнать название документа по телефону. Добавляет неясности в сложившуюся ситуацию тот факт, что разработка проекта ПДВ регламентируется Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утвержденными Госкомгидрометом СССР 28.08.1987 (далее — Рекомендации). Рекомендации являются действующими, при этом в 1989 г. они были переизданы. Так, согласно положениям последнего издания данного документа мероприятия при НМУ разрабатываются для всех категорий предприятий, в отличие от положений издания 1987 г. Какое из изданий действует в настоящее время, до сих пор не ясно. Таким образом, использование Рекомендаций при разработке плана мероприятий при НМУ в составе проекта ПДВ чревато появлением разногласий с контролирующими органами.
КСТАТИ
В перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности, утвержденный Приказом Госкомэкологии РФ от 25.09.1997 № 397, входят Рекомендации 1987 г.
Итак, с чего начать, если вашему предприятию все-таки необходимо разработать и согласовать план мероприятий при НМУ? В первую очередь, с изучения РД 52.04.52-85.
Извлечение
из РД 52.04.52-85 […]
При разработке и оформлении мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ необходимо учитывать: мероприятия должны быть эффективными, конкретными и практически выполнимыми; мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств и приоритетность загрязняющих веществ; выполнение мероприятий не должно, по возможности, сопровождаться сокращением производства; мероприятия должны предусматривать снижение концентрации ЗВ в приземном слое атмосферы: по первому режиму — на 15–20 %; по второму режиму — на 20–40 %; по третьему режиму — на 40–60 %. […]
Упомянутые в извлечении режимы означают разные режимы работы предприятия при разных видах предупреждений о наступлении НМУ: предупреждения 1 степени составляются, если предсказывается повышение концентраций загрязняющих веществ в 1,5 раза, 2 степени — в 3–5 раз, 3 степени — более чем в 5 раз. При первом режиме предусматриваются общие организационно-технические мероприятия (например, строгое соблюдение технологического регламента)[4]. Примеры специфических мероприятий на предприятиях отдельных отраслей промышленности можно найти в Приложении 6 к РД 52.04.52-85. При каждом режиме работы предприятия с учетом мероприятий проводится расчет рассеивания загрязняющих веществ с целью определения эффективности мероприятий. Эффективность каждого мероприятия (xi, %) рассчитывают по формуле:
где Mi — выбросы в атмосферу загрязняющего вещества от источников, для которых разработано мероприятие, г/с; Miʹ — размер сокращения выбросов в атмосферу загрязняющего вещества за счет осуществления мероприятия, г/с.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Если от одного источника осуществляется выброс нескольких загрязняющих веществ, а приземные концентрации в жилой зоне являются сколько-нибудь значимыми только по одному-двум веществам из всего перечня, чаще всего приходится предусматривать мероприятия для источника выброса в целом. Отметим, что иногда имеется технологическая возможность снижения выбросов только по одному веществу, вносящему основной вклад в загрязнение (например, свыше 0,5 ПДК в жилой зоне). В таком случае приветствуется введение мероприятий только по данному веществу. Однако ответа на вопрос о том, нужно ли вводить мероприятия при НМУ по всему источнику или по конкретным веществам, законодательство не дает, поэтому выбор остается за разработчиками и согласующими органами.
Предлагаем вашему вниманию пример разработанной таблицы плана мероприятий при НМУ для гипотетического предприятия, источниками выброса загрязняющих веществ которого являются котлы газовые бытовые (см. Пример) . Общий вид таблицы может меняться в зависимости от региональных требований, но незначительно. Кроме данной таблицы требуется еще объемный пакет документов, который чаще всего включает в себя:
– сущность технологии для каждого конкретного мероприятия с учетом выбросов загрязняющих веществ и реальных условий эксплуатации; – необходимые расчеты и обоснования мероприятий, их экономическая оценка; – возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию; – карта-схема промышленной площадки с указанием точек контроля; – план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках выброса в периоды НМУ; – оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ для второго и третьего режимов. Необходимо добавить, что данный план мероприятий чаще всего разрабатывается на основе действующего проекта ПДВ. Так как срок действия проекта на данный момент составляет 5 лет, то и разработка плана должна быть приурочена к разработке проекта максимально близко, чтобы избежать несовпадений с данными инвентаризации источников выбросов. Примечательно, что разработка плана мероприятий ложится в гораздо большей степени не на разработчиков документации, а на сотрудников предприятия, причем не на экологов, а на технических и инженерных специалистов. Причина в том, что только эти специалисты могут дать рекомендации по сокращению и приостановке производственных процессов при наступлении НМУ, чтобы это вмешательство оказало минимальное воздействие на производительность предприятия. [1] Здесь и далее выделено автором. [2] Комментарии к данному документу см.: – Ламихова М. Комментарии к Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу // Справочник эколога. 2014. № 9. С. 29–34; – Ламихова М. Комментарии к Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (окончание) // Справочник эколога. 2014. № 10. С. 22–29. [3] ЗВ — загрязняющие вещества; МосЦГМС — Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; отдел по ОАВ — отдел по охране атмосферного воздуха. [4] О проведении мероприятий по сокращению выбросов при разных режимах работы предприятия см.: Розанова О.А. Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ // Справочник эколога. 2013. № 2. С. 18–24. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |