|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного экологического надзораСтатья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11 ноябрь 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Суммы расходов на контрольно-надзорные мероприятия увеличиваются из года в год[1], в то время как на законодательном уровне предпринимаются попытки по оптимизации и сокращению числа таких мероприятий.
В частности, предусмотренный Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» (далее — Федеральный закон № 246-ФЗ) риск-ориентированный подход призван обеспечить: • оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора); • снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; • повышение результативности деятельности уполномоченных органов.
СЛОВАРЬ Риск-ориентированный подход — метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в законодательно установленных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
По словам А.В. Мартынова, «мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса — и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок»[2]. В свою очередь, Н. Егорова утверждает, что внедрение риск-ориентированного подхода в Российской Федерации «позволит снизить на 40 процентов количество проверок, на 30 процентов — число ревизоров, что позволит сэкономить 20 процентов средств бюджета»[3]. Внесенные Федеральным законом № 246-ФЗ изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 01.01.2018. В развитие указанных положений принято Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора — с применением риск-ориентированного подхода. Указанное требование с 08.08.2017 распространяется на государственный надзор: • в области обращения с отходами; • в области охраны атмосферного воздуха; • в области использования и охраны водных объектов; • за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ; • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; • государственный земельный надзор. Периодичность проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска объектов государственного надзора, присваиваемой территориальным органом Росприроднадзора на основании утвержденных критериев[4]. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (объекты государственного надзора), относятся к следующим категориям риска: • категория значительного риска — объекты I категории[5], за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления; • категория среднего риска — объекты II категории, за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления; • категория умеренного риска — объекты III категории, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления, за исключением объектов IV категории; • категория низкого риска — объекты IV категории. [1] Согласно Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 (в ред. от 06.07.2017), на обеспечение эффективной реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2017 г. из федерального бюджета выделено 143 205,6 тыс. руб., на 2018 г. запланировано 148 933,9 тыс. руб., на 2019 г. — 154 891,3 тыс. руб., на 2020 г. — 161 086,9 тыс. руб. [2] Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. № 18. С. 22–27. [3] Егорова Н. Три года без проверок... // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2015. № 29. [4] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска содержатся в приложении к Положению о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (в ред. от 27.07.2017; далее — Положение). [5] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |