|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: |
Изменения в системе надзора в области пожарной безопасности: вступил в силу Федеральный закон № 100-ФЗСтатья была опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4 июль 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Какие изменения внесены в Федеральный закон «О пожарной безопасности»? Какие изменения внесены в КоАП РФ в части нарушений пожарной безопасности?
Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон № 100-ФЗ) вступил в силу 09.06.2017.
Закон призван устранить правовые пробелы в области обеспечения пожарной безопасности и вносит изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) и КоАП РФ. Изменения в Федеральном законе № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»Уточнено понятие «требования пожарной безопасности» — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности[1].
Обратите внимание! В качестве объектов федерального государственного пожарного надзора добавлены территории и земельные участки.[2]
Введены новые определения[3]:
Федеральным законом № 100-ФЗ изменены отдельные требования, регламентирующие государственный пожарный надзор, в частности ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ.
Обратите внимание! В отдельный вид федерального государственного пожарного надзора выделяется федеральный государственный пожарный надзор, осуществляемый на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации. Он осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.
В качестве органов государственного пожарного надзора добавлены структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Важно! Установлены отдельные требования к государственному пожарному надзору при строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.
В этом случае федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Еще одно важное нововведение: проверки государственным пожарным надзором юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с учетом применения риск-ориентированного подхода. При этом объект защиты, территорию или земельный участок будет отнесен к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска, если такая независимая оценка пожарного риска проводилась[4].
К сведению Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности[5]. Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 № 304 (в ред. от 05.08.2014).
Уточнен предмет проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. В соответствии с изменениями предметом проверки является соблюдение требований пожарной безопасности не на «объекте защиты», а в «зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках». Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре[6]. Также Федеральным законом № 100-ФЗ:
Периодичность проведения плановых проверок должна устанавливаться Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре.
К сведению В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года[8]. Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (в ред. от 03.07.2016).
Разграничены полномочия органов государственного пожарного надзора и Ростехнадзора по осуществлению государственного пожарного надзора. Ростехнадзор будет осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на опасных производственных объектах при ведении подземных горных работ. После завершения этих работ и передачи подземного сооружения в эксплуатацию (например, метрополитена) надзор за ним со стороны Ростехнадзора прекращается и далее надзор в отношении такого объекта осуществляют органы государственного пожарного надзора. Введено новое требование для организаций, оказывающих такие услуги в области пожарной безопасности, как деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности[9].
К сведению В соответствии с внесенными изменениями обучение работников организаций мерам пожарной безопасности будет проводится, в частности, по программам дополнительного профессионального образования (программам пожарно-технического минимума)[10].
Граждане теперь не обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им жилых помещений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. При этом обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им территорий и земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений[11]. Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска, которые нарушили порядок оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо подписали заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска, несут административную ответственность как должностные лица.
К сведению Под должностным лицом следует понимать лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации[12].
Федеральным законом № 100-ФЗ предусмотрен такой вид дисквалификации, как запрет осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска[13]. Дисквалификация может быть применена к экспертам в области оценки пожарного риска.
К сведению Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет[14].
Усилена административная ответственность за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, или органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, предусмотренную ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствии с нововведениями для юридических лиц помимо штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей предусмотрено также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
К сведению Появился еще один субъект правонарушений в области пожарной безопасности — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Также предусмотрена административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Увеличен административный штраф для граждан за нарушение требований пожарной безопасности — совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ может повлечь для граждан наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч руб. Административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) — штраф в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. В то же время снижен размер штрафа для юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ). Для юридических лиц совершение указанного правонарушения может повлечь наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (ранее — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч). Административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ), — штраф в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. Отменены следующие специальные составы административных правонарушений в области пожарной безопасности:
В соответствии с изменениями рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, в пределах своих полномочий вправе также:
ВыводИзменения, внесенные Федеральным законом № 100-ФЗ, позволят оптимизировать действующую систему надзора в области пожарной безопасности. [1] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ. [2] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ. [3] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ. [4] Статья 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ. [5] Часть 1 ст. 144 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. [6] Пункт 15 ст. 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. [7] Часть 4 Федерального закона № 69-ФЗ. [8] Часть 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». [9] Статья 24 Федерального закона № 96-ФЗ. [10] Часть 3 ст. 25 Федерального закона № 96-ФЗ. [11] Статья 34 Федерального закона № 96-ФЗ. [12] Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ. [13] Статья 3.11 КоАП РФ. [14] Часть 2 ст. 3.11 КоАП РФ. |
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |