Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенФатима, Статус неизвестенЕвгения, Статус неизвестенАлесь.

Посмотреть все

Кнут и пряник для снижения выбросов

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 9 сентябрь 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Ключевые вопросы

Меры и способы господдержки природоохранной деятельности

Налоговые меры поддержки

Неналоговые меры поддержки

Меры бюджетной поддержки

Методика оценки комплексного показателя «Качество окружающей среды»

 

Качество атмосферного воздуха — важнейший природоохранный аспект. По экспертным оценкам, около 95 % общего ущерба от загрязнения окружающей среды приходится на ущерб, вызванный заболеваемостью и смертностью населения, обусловленными именно выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.

Неслучайно одна из национальных целей развития России до 2030 г. — создать комфортную и безопасную среду для жизни, обеспечив в том числе двукратное снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) и здоровье человека.

В городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух» ставится задача к 2024 г. снизить совокупный объем выбросов опасных загрязняющих веществ на 10 % (к уровню на конец 2017 г.), а к 2030 г. — в два раза. Уже к 2024 г. ожидается, что в этих городах уровень загрязнения атмосферного воздуха будет не выше значения «повышенный». В этой связи очень важно проведение последовательных мер государственной политики.

В качестве одной из таких мер можно назвать принятие Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59[1]. Методика применяется в отношении организаций, которые превышают установленные нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ), и является удобным для инспектора инструментом, позволяющим применить карательные меры за несоблюдение нормативных требований.

Когда говорят о мероприятиях по стимулированию, речь идет обычно, кроме кнута, также и о прянике.

Рассмотрим меры государственной поддержки природоохранной деятельности, которые предусмотрены ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 02.07.2021; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды

1. Государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды.

2. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности в целях охраны окружающей среды может осуществляться по следующим направлениям:
содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
содействие в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
содействие в осуществлении использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством:
предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

4. Государственная поддержка в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи осуществляется при реализации следующих мероприятий:
1) внедрение наилучших доступных технологий;
2) проектирование, строительство, реконструкция:
систем оборотного и бессточного водоснабжения;
централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;
сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух;
3) установка:
оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;
оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;
автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;
автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;
автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды;
4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа.

5. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

В статье 17 Федерального закона № 7-ФЗ даны не только направления, но и способы оказания государственной поддержки. Их три:

• налоговые меры поддержки;

• неналоговые меры поддержки (преимущественно льготы по плате за НВОС);

• предоставление бюджетной поддержки из средств федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Налоговые меры поддержки

В части налоговых мер поддержки действуют две основные налоговые льготы.

 

Льгота 1

Возможность для предприятия воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом и получить отсрочку по некоторым налогам в соответствии со ст. 66–68 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)

 

Организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Данная мера применяется с 01.01.2016 и предоставляется по налогу на прибыль организации, по региональным и местным налогам на срок от 1 до 5 лет (для резидентов зоны территориального развития — до 10 лет[2]). Если предприятие имело убытки (по результатам отдельных отчетных периодов либо по итогам налогового периода), излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период.

 

При каких условиях предприятие может воспользоваться этой льготой (в части выбросов загрязняющих веществ)? Оно может это сделать в случае проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности или осуществление мероприятия(-ий) по снижению НВОС, а именно:

• по внедрению наилучших доступных технологий (далее — НДТ);

• проектированию, строительству, реконструкции сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух;

• установке оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;

• установке автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом/массой их выбросов в атмосферный воздух;

• установке автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в т.ч. атмосферного воздуха;

• обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа (далее — ПНГ).

Сумма возможного кредита составляет 100 % стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для заявленных целей.

 

Льгота 2

Возможность применения предприятиями ускоренной амортизации в соответствии со ст. 259.3 НК РФ

 

Льгота применяется с 01.01.2019. В отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, есть возможность применить повышающий коэффициент 2 в отношении оборудования из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р (в ред. от 31.03.2020). В указанном перечне, в частности, содержатся и фильтры, и скрубберы, и пылеулавливающие установки, и тому подобное оборудование.

Неналоговые меры поддержки

В части неналоговых мер поддержки снижения выбросов прежде всего следует отметить стимулирующие меры по плате за НВОС. Здесь существует три значимых инструмента.

 

Инструмент 1

Применение понижающих и повышающих коэффициентов при исчислении платы за НВОС

 

Есть как общие для всех коэффициенты, так и дополнительные, касающиеся отдельных территорий, объектов, отраслей экономики (см. таблицу).

 

Стимулирующие коэффициенты, применяемые при исчислении платы за НВОС

Значение коэффициента

Условия применения

0

За объем/массу выбросов загрязняющих веществ в пределах технических нормативов после внедрения НДТ на объекте НВОС

1

За объем/массу выбросов загрязняющих веществ в пределах НДВ

25

За объем/массу выбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, а также за объем/массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории НДВ

100

За объем/массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих значения, установленные для объектов I категории, а также превышающих значения, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

2

В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами[3]

25

Дополнительный коэффициент, применяемый при исчислении платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании/рассеивании ПНГ (за исключением установленных случаев), при превышении предельно допустимого значения показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания ПНГ (5 % объема добытого ПНГ).

Если компания осуществляет мероприятия по обеспечению полезного использования ПНГ, указанный коэффициент можно снизить вплоть до единицы (в зависимости от величины капитальных вложений при реализации проектов по полезному использованию ПНГ).

В то же время значение дополнительного коэффициента увеличивается до 120 при отсутствии средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, соответствующих требованиям, устанавливаемым Минэнерго России, измеряющих объем фактически добытого и сожженного на факельных установках и (или) рассеянного ПНГ

0,25

(с 01.01.2020 по 31.12.2030),

1

(с 01.01.2031)

Дополнительный коэффициент при исчислении платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании/рассеивании ПНГ, для новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных полностью в пределах Баренцева, Карского, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского, Белого морей и моря Лаптевых, степень выработанности которых по состоянию на 01.01.2017 составляет более 0,01 (в целях стимулирования научно-исследовательских и иных работ, направленных на поиск и внедрение новых эффективных способов и технологий утилизации ПНГ при реализации шельфовых проектов)

 

Инструмент 2

Комплекс ужесточающих и послабляющих мер для компаний, осуществляющих сжигание/рассеивание ПНГ

 

В числе таких мер есть упомянутые в таблице коэффициенты при исчислении платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании/рассеивании ПНГ[4], для снижения выбросов при добыче углеводородного сырья за счет стимулирования полезного использования ПНГ.

 

Инструмент 3

Возможность уменьшения размера платы за НВОС за счет корректировки ее размеров на величину затрат на природоохранные мероприятия

 

Корректировка платы за НВОС проводится предприятиями самостоятельно.

Условия корректировки размера платы:

• учитываются только затраты на мероприятия, указанные в п. 4 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ (например, не могут быть учтены затраты на капитальный ремонт);

• зачет затрат осуществляется раздельно по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов), по которым в соответствии с планом снижения выбросов (или планом мероприятий по охране окружающей среды, или программой повышения экологической эффективности) предусматривается снижение таких выбросов;

• документальное подтверждение затрат.

 

Извлечение
из Правил № 255[5]

[…]
29. Расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы и расходы на реализацию мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа при расчете показателя покрытия затрат, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа.
[…]

 

Иными словами, по тем загрязняющим веществам, по которым в плане/программе запланировано снижение выбросов, можно потом осуществить корректировку значений по плате.

При этом понесенные затраты, не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде (к примеру, в случае когда величина затрат превышает размер исчисленной за отчетный год платы), могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды (программы повышения экологической эффективности).

В случае несоблюдения снижения объема/массы выбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды (программой повышения экологической эффективности), исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем/массу выбросов загрязняющих веществ, превышающие НДВ или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Меры бюджетной поддержки

Субсидирование

Основным инструментом в настоящее время является возможность получения компаниями субсидий для стимулирования реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ. Субсидии предоставляются российским организациям на возмещение части затрат на:

• выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2019–2024 гг. в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное НВОС и относящихся к областям применения НДТ;

• уплату процентов по кредитам, полученным в 2019–2024 гг. в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ, на реализацию инвестиционных проектов по внедрению НДТ.

 

Обратите внимание

Для получения субсидий должны соблюдаться следующие условия[6]:
• инвестиционный проект направлен на реализацию мероприятий по оснащению объектов, оказывающих значительное НВОС и относящихся к областям применения НДТ, оборудованием и техническими устройствами, направленными на снижение НВОС;
• реализация инвестиционного проекта способствует поэтапному достижению нормативов в области охраны окружающей среды;
• инвестиционный проект реализуется в целях получения, пересмотра или продления комплексного экологического разрешения;
• реализация инвестиционного проекта предусматривает расходы инвестиционного характера по внедрению НДТ, соответствующей критериям, установленным п. 4 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ, на приобретение оборудования и технических устройств, а также расходы, связанные с проведением проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

 

Показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидии:

• совокупный объем снижения массы выбросов загрязняющих веществ на конец каждого календарного года и на конец реализации инвестиционного проекта с учетом отраслевой и производственной специфики;

• объем/масса выбросов каждого загрязняющего вещества, в отношении которого не достигаются технологические нормативы, и (или) снижаются выбросы загрязняющих веществ, не превышающие установленных технологических нормативов, и (или) не достигаются НДВ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), на конец каждого календарного года и на конец реализации инвестиционного проекта с учетом отраслевой и производственной специфики;

• объем произведенных инвестиций в стоимостном выражении на конец каждого календарного года и накопленным итогом на конец реализации инвестиционного проекта.

 

Кстати

Указанные меры поддержки планируется существенно расширить.

 

На момент подготовки статьи «в работе» два направления:

• предоставление из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям и государственной корпорации развития ВЭБ.РФ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным юридическим лицам для достижения установленных показателей сокращения выбросов опасных загрязняющих веществ, по льготной ставке;

• предоставление из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности), чтобы затем из этого Фонда предприятия могли получить финансирование в целях повышения экологической эффективности. Эта норма увязывается с реализацией мероприятий федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология».

«Зеленое» финансирование

Не следует забывать и о таком перспективном, активно развивающемся уже и в России направлении, как «зеленое» финансирование, и, соответственно, о возможности выпуска предприятиями «зеленых» облигаций.

В данной сфере Банком России принято два документа, которые устанавливают как правила для лиц, которые планируют выпускать «зеленые» облигации, так и условия целевого использования денежных средств, полученных от размещения таких облигаций[7].

Развитие инструментов «зеленого» финансирования потребовало больших усилий со стороны Минэкономразвития России, Минприроды России, Минпромторга России, ВЭБ.РФ, Банка России и других организаций.

В 2019 г. была разработана Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования, в конце 2020 г. вышло Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2020 № 3024-р о координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в т.ч. зеленого) развития в РФ.

Распоряжение Правительства РФ наделило Минэкономразвития России координирующей ролью по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого развития. Также согласно Распоряжению государственная корпорация развития ВЭБ.РФ определена как методологический центр.

Задачи 2021 г.:

• определение основных целей и направлений устойчивого (в т.ч. зеленого) развития РФ;

• создание российской таксономии зеленых и адаптационных проектов;

• формирование подходов к оценке воздействия проектов развития на окружающую среду и климат;

• утверждение методических документов по финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого развития, по проведению верификации зеленых и адаптационных финансовых инструментов и по ведению перечня верификаторов.

Одна из задач уже реализована: принято Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации».

Зеленые проекты

Зеленый проект — проект, одновременно удовлетворяющий следующим принципам:

1) соответствие одному или нескольким основным направлениям устойчивого (в т.ч. зеленого) развития РФ:

• обращение с отходами;

• энергетика;

• строительство;

• промышленность;

• транспорт и промышленная техника;

• водоснабжение и водоотведение;

• природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие;

• сельское хозяйство;

• устойчивая инфраструктура.

Зеленые проекты могут признаваться соответствующими целям и основным направлениям устойчивого (в т.ч. зеленого) развития РФ при выполнении утвержденных Правительством РФ количественных и качественных критериев зеленых проектов;

2) направленность на достижение целей Парижского соглашения или одной или нескольких из целей устойчивого развития:

 

№ цели

Название

6

Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех

7

Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех

8

Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

9

Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям

11

Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов

12

Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства

13

Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями

14

Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития

15

Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия

 

3) реализация проекта способствует достижению целей, связанных с положительным воздействием на окружающую среду:

• сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды;

• снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и (или) предотвращение их влияния на окружающую среду;

• сокращение выбросов парниковых газов;

• энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов;

4) реализация проекта способствует достижению экологического эффекта (в течение срока реализации проекта или после его завершения), который:

• материален (эффект от реализации проекта имеет долгосрочное и существенное положительное влияние на климат и окружающую среду и определен количественно);

• соответствует требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды;

• подробно описан в документах, определяющих условия реализации проекта;

5) соответствие технологическим показателям НДТ (достижение технологических показателей НДТ или технологических показателей лучше НДТ) (при наличии);

6) отсутствие значимых побочных эффектов на окружающую среду (принцип «Do Not Significant Harm»). Для проектов, реализуемых на территории РФ, это означает соответствие проекта требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

Адаптационные проекты

Адаптационный проект — проект, одновременно соответствующий одному или нескольким основным направлениям устойчивого (в т.ч. зеленого) развития РФ, перечисленным выше. Адаптационные проекты могут признаваться соответствующими целям и основным направлениям устойчивого (в т.ч. зеленого) развития РФ только при выполнении утвержденных Правительством РФ количественных и качественных критериев адаптационных проектов и удовлетворяющими принципам 2–6, предъявляемым к зеленым проектам.

По сути, под адаптационными проектами подразумеваются те проекты, которые не попадают под требования зеленых (в т.ч. в соответствии с международными подходами), тем не менее реализация таких проектов важна как стимул и механизм для снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в т.ч. предотвращения и снижения выбросов загрязняющих веществ и (или) парниковых газов.

Финансирование зеленых и адаптационных проектов

Финансирование зеленых и адаптационных проектов будет осуществляться за счет зеленых или адаптационных финансовых инструментов (специальных облигаций или кредитов). С их помощью предприятия смогут привлечь внебюджетные средства на выгодных условиях.

 

На заметку

С проектами таксономий зеленых и адаптационных проектов, проектами методических документов можно ознакомиться на сайте ВЭБ.РФ[8].

 

В таксономиях будут детализованы направления проектов устойчивого развития и описаны количественные и качественные критерии, предъявляемые к проектам. По отдельным направлениям[9] дополнительных критериев устанавливать не планируется. Вместе с тем критерии могут быть впоследствии пересмотрены по мере появления и распространения новых доступных технологий, по мере ужесточения критериев согласно ведущим мировым и российским практикам, а также по иным причинам.

Минприроды России должно подготовить проект подходов к оценке воздействия зеленых и адаптационных проектов на окружающую среду и климат, где планируется описать этапы и порядок организации работ при проведении оценки воздействия проектов на окружающую среду и климат, указать, какими могут быть экологические эффекты и как они должны оцениваться, чтобы можно было подтвердить природоохранный эффект от внедрения тех или иных проектов.

Также обсуждается вопрос о целесообразности в будущем выработки дополнительных мер поддержки проектов устойчивого (в т.ч. зеленого) развития РФ.

Финансирование в рамках проекта «Чистый воздух»

Немаловажную роль в создании для предприятий благоприятных нормативных, финансовых и организационных условий для модернизации производственных мощностей и процессов на основе НДТ с целью выполнения нормативных требований в сфере экологии будет играть федеральный проект «Чистый воздух», включенный в состав национального проекта «Экология».

За счет внебюджетных источников на реализацию федерального проекта на период 2019–2024 гг. суммарно планируется привлечь более 314 млрд руб.

При этом из федерального бюджета на реализацию мероприятий по снижению совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Чистый воздух», бюджетам субъектов РФ в 2021–2022 гг. выделят 7,47 млрд руб.[10]

Деньги поступят в Забайкальский край, Кемеровскую, Вологодскую, Челябинскую и Омскую области. 1,1 млрд руб. будет направлено в Новокузнецк для ремонта трамвайных путей и троллейбусных сетей, строительства теплотрасс и газопроводов (для минимизации печного отопления в частном секторе). Более 914 млн руб. получит Чита на обновление парка общественного транспорта, закрытие старых котельных, работающих на угле. 613,4 млн руб. выделят Омску на закупку более экологичных моделей автобусов (на газомоторном топливе).

Ожидается, что благодаря реализации федерального проекта к концу 2024 г. будет модернизировано не менее 20 объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух, в т.ч. с использованием НДТ и (или) инструментов «зеленого» финансирования в крупных промышленных центрах России (включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу).

Методика оценки комплексного показателя «Качество окружающей среды»

Минприроды России разработало методику оценки комплексного показателя «Качество окружающей среды», и сейчас этот показатель включен в перечень показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов. Это интегральный показатель, учитывающий и уровень обращения с отходами, и ситуацию с охраной леса, и состояние водных объектов, а также атмосферного воздуха.

При оценке загрязнения атмосферного воздуха учитываются как совокупные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, так и объем выбросов по основным, наиболее распространенным загрязняющим веществам, таким как диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, летучие органические соединения, аммиак.

Начиная с 2019 г. Минприроды России проводит оценку по этому показателю, и предусмотрено, что наиболее эффективные регионы будут получать гранты на свое развитие. Результаты данной оценки ежегодно публикуются в единой межведомственной информационно-статистической системе[11].

Вывод

Для успешного снижения выбросов загрязняющих веществ очень важно, чтобы все участвовали в этом процессе полноценно: и государство, и предприятия, и регионы. Надеемся, что перечисленные в статье меры в совокупности окажут решающее влияние на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 

В следующем номере читайте о «кнуте» и «прянике» для снижения сбросов и о роли платы за сбросы.

 

[1] Анализ Методики см.: Ламихова М.В. Методика исчисления вреда атмосферному воздуху // Справочник эколога. 2021. № 3. С. 22–30 (прим. редакции).

[2] См. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020).

[3] См. Федеральные законы от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ.

[4] См. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (в ред. от 13.12.2019).

[5] Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020).

[6] См. Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий, и (или) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий» (в ред. от 13.07.2021).

[7] См. Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» и 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

[9] К примеру, при реализации зеленых проектов по строительству и модернизации инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий); при реализации адаптационных проектов по производству и установке на энергетических объектах газоочистительного оборудования, по утилизации ПНГ, по переводу котельных, домов с печным отоплением на использование бездымных угольных брикетов, по улавливанию, утилизации или хранению парниковых газов.

[10] См. Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2021 № 1577-р (в ред. от 31.07.2021).

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.