Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенТатьяна, Статус неизвестенВиктор, Статус неизвестенpavel, Статус неизвестенАнастасия, Статус неизвестенИнна.

Посмотреть все

Регуляторная гильотина: как действовать СОТу после масштабной замены нормативных актов

Статья была опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 1 январь 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Мы продолжаем серию статей, посвященных реформированию контрольно-надзорной деятельности и в частности реформе обязательных требований. Разберемся, что делать специалисту в области охраны труда после масштабной замены нормативных актов.

 

В соответствии с профстандартом главная цель профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда — это профилактика несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, а также уменьшение или полное устранение воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, снижение профессиональных рисков[1].

Достижение этой цели возможно, если специалист обладает достаточными знаниями, умениями и навыками для того, чтобы спланировать и реализовать в единой системе охраннотрудовые мероприятия и управлять этим процессом сообразно со складывающимися обстоятельствами.

Безусловно, масштабная замена нормативных актов в рамках реализации механизма регуляторной гильотины — обстоятельство уникальное и требующее комплексного подхода. Мы привыкли к тому, что между опубликованием нормативного акта и его вступлением в законную силу проходит некоторое время, за которое мы успеваем подготовить внесение изменений в локальные акты организации, спланировать и подготовить мероприятия по реализации новых требований. Но в конце декабря 2020 г. мы столкнулись ситуацией, когда менее чем за месяц до вступления в силу были опубликованы десятки новых правил по охране труда со скоростью 3–4 документа в сутки! 

В этой ситуации даже бывалых специалистов накрывает паника. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, чтобы снять ряд возникающих вопросов и без суеты ввести в действие новые требования.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ? ЕСТЬ ПЛАН!

Большинство специалистов озадачились этим вопросом еще весной 2020 г., поскольку информация о размещении на сайте проектов нормативных актов текстов новых правил появилась именно в 1 квартале прошедшего года. В процессе отслеживания обновлений складывалось понимание масштаба будущей проблемы. Но даже если вы этого не делали, то порядок введения в действие новых нормативных актов на предприятии будет для всех един.

Схематично можно визуализировать его в виде пошагового алгоритма:

 

Шаг 1. Выбираем нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, исходя из их сферы регулирования.

Чтобы это выяснить, нужно пересмотреть список новых Правил по охране труда (далее — ПОТ) и вычленить из него те, что касаются деятельности вашей организации.

 

Напомним, что всего Минтрудом России опубликовано 45 ПОТ:

• при производстве цемента;

• при проведении работ в легкой промышленности;

• при хранении, транспортировке и реализации нефтепродуктов;

• в строительстве;

• в морских и речных портах;

• в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ;

• в сельском хозяйстве;

• при осуществлении охраны (защиты) объектов и(или) имущества;

• при проведении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоопарках (зоосадах);

• при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных ресурсов;

• при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта;

• при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;

• при работе на высоте;

• при эксплуатации электроустановок;

• при работе с инструментами и приспособлениями;

• при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;

• при погрузочно-разгрузочных работах размещении грузов;

• при выполнении электросварочных и газосварочных работ;

• при эксплуатации промышленного транспорта;

• при нанесении металлопокрытий;

• на автомобильном транспорте;

• на судах морского и речного флота;

• при производстве строительных материалов;

• при осуществлении пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;

• при использовании отдельных видов химических веществ и материалов;

• в метрополитене;

• на городском электрическом транспорте;

• при выполнении окрасочных работ;

• в полиграфических организациях;

• в ограниченных и замкнутых пространствах;

• в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности;

• при обработке металлов;

• в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

• при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работах;

• при производстве пищевой продукции;

• при эксплуатации тепловых энергоустановок;

• при проведении работ в особых климатических условиях;

• при проведении водолазных работ;

• при возведении мостов;

• в организациях связи;

• при производстве боеприпасов;

• в учреждениях здравоохранения;

• в жилищно-коммунальном хозяйстве[2];

• в организациях отдыха и оздоровления детей;

• в организациях общественного питания.

 

Узнать это просто, поскольку все ПОТ содержат информацию о сфере регулирования. Для примера сравним в этой части ПОТ при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов[3] и ПОТ в ЖКХ[4]. В первом случае ПОТ распространяются на широкий круг лиц, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, транспортирующие и размещающие груз, а во втором случае — только на тех, кто эксплуатирует конкретные объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства:

 

Изучив в этой части все 45 ПОТ, можно сделать выборку тех, что касаются только вашей организации. Так, для типичной управляющей компании по обслуживанию многоквартирных жилых домов нами выбраны сразу девять новых правил:

• при работе на высоте;

• при эксплуатации электроустановок;

• при работе с инструментами и приспособлениями;

• при погрузочно-разгрузочных работах, размещении грузов;

• при выполнении электросварочных и газосварочных работ;

• на автомобильном транспорте;

• в ограниченных и замкнутых пространствах;

• при эксплуатации тепловых энергоустановок;

• в ЖКХ.

В каждом ПОТ есть уточнения в части обязанностей работодателя (к примеру, см. извлечение из ПОТ в ЖКХ).

Соответственно, мероприятия по исполнению этих требований необходимо интегрировать в систему управления охраной труда (далее — СУОТ) предприятия, спланировав, что конкретно нужно сделать, в какие сроки, за счет каких средств и кто за это будет ответственным. По сути, в практической реализации указанных мероприятий будут в разной степени задействованы все работники предприятия, а сами мероприятия станут частью производственной деятельности.

Но прежде чем вы это сделаете, мы рекомендуем сравнить тексты вновь принятых ПОТ с текстами ранее действовавших.

 

Шаг 2. Проводим сравнительный анализ требований нормативных актов.

Для этого можно воспользоваться услугами одной из справочных правовых систем, если есть такая возможность, или воспользоваться специальными онлайн-сервисами[5] и программами типа ABBYY Comparator.

 

[1] Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области охраны труда”» (в ред. от 12.12.2016).

[2] Далее — ПОТ в ЖКХ.

[3] Утверждены Приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н.

[4] Утверждены Приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н.

[5] http://text.num2word.ru/.

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.