Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенТатьяна, Статус неизвестенВиктор, Статус неизвестенpavel, Статус неизвестенАнастасия, Статус неизвестенСергей, Статус неизвестенИнна.

Посмотреть все

Расчет платы за размещение отходов на полигоне сторонней организации: можно ли применять коэффициент 0,3?

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1 (25) январь 2015.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

В.А. Кривоносова, ведущий инженер по охране окружающей среды


После вступления в силу с 1 января 2015 г. положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), определяющих значение термина «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду» и категории данных объектов, у хозяйствующего субъекта, размещающего отходы на объекте размещения отходов (далее — ОРО) сторонней организации, возможность применения коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов, осуществленное после 1 января 2015 г., отсутствует.

 

При этом природопользователи, разместившие отходы до 1 января 2015 г. в пределах лимитов на размещение отходов на специализированных полигонах или промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и эксплуатируемых сторонними организациями, имеют возможность направить корректирующие расчеты платы с целью применения коэффициента 0,3 и предъявить соответствующее требование о возврате денежных средств в течение 3 лет с момента внесения платы за такое размещение отходов.

В приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (в ред. от 26.12.2013; далее — Постановление № 344) определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления. Согласно примечанию к ним нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Таким образом, для правомерного использования коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  • наличие (соблюдение) установленных лимитов на размещение отходов;
  • размещение отходов на специализированных полигонах или промышленных площадках, которые должны быть:

– оборудованы в соответствии с установленными требованиями;

– расположены в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Отметим, что в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «источник негативного воздействия».

В пункте 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) перечислены виды негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), к которым относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды НВОС.

Обратите внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, с 1 января 2016 г. будет сокращен перечень видов НВОС, за которые будет взиматься плата:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
(в ред. от 21.07.2014; вступит в силу 01.01.2016)
Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […];
сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];
размещение отходов производства и потребления.
[…]

 

Таким образом, из числа видов НВОС, за которые хозяйствующие субъекты должны будут вносить плату, исключены:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий[1].

В настоящее время ни в одном из действующих нормативных правовых актов не указано, что источником НВОС является само предприятие, осуществляющее виды НВОС, которые перечислены в ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, в т.ч. выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов.

Так, согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов.

Нормативы допустимых сбросов, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке, представляются заявителем по собственной инициативе для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы (п. 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2).

Росприроднадзор (его территориальные органы) выдает разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650; в ред. от 25.06.2014).

Приложением к разрешению на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются в том числе нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам с указанием номеров источников.

Таким образом, предприятие, осуществляющее выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не является стационарным источником выбросов.

В соответствии с п. 20 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (в ред. от 27.03.2008; далее — Порядок заполнения Расчета), плательщик производит уплату платы отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в т.ч. автомобильным транспортным средствам, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования).

Согласно ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ из всех видов деятельности по обращению с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение) только размещение последних признается видом НВОС. Образование отходов также не признается деятельностью, оказывающей НВОС.

 

СЛОВАРЬ
На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 21.07.2014):
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объект размещения отходов (ОРО) — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).

 

В соответствии с п. 3 Порядка заполнения Раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», входящего в состав Порядка заполнения Расчета, в расчете платы за НВОС следует указывать в том числе характеристики объекта негативного воздействия (ОРО).

Согласно пп. 2–5 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867[2]объектом негативного воздействия является территориально обособленный источник НВОС (в т.ч. транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе, ОРО). Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные и подлежат государственному учету по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта.

Решением Верховного Суда РФ[3] от 12.07.2011 № ГКПИ11-594 был признан недействующим п. 4.6 приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993[4], которым устанавливалось, что коэффициент 0,3 применяется в случаях размещения отходов на территориях, принадлежащих природопользователям.

Это дополнительное требование не соответствовало условиям применения понижающего коэффициента, установленным в Постановлении № 344 (а именно размещение отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия). Кроме того, оспариваемое положение не отвечало общеправовому принципу формальной определенности, что могло повлечь неоднозначное его понимание и, следовательно, неоднозначное применение.

В данном Решении Верховный Суд РФ также разъяснил, что коэффициент 0,3 позволяет понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды только тем природопользователям, которые размещают отходы на специализированных оборудованных полигонах в пределах промышленной зоны ОРО.

То есть Верховный Суд РФ посчитал, что в приложении № 1 к Постановлению № 344 под источником негативного воздействия подразумевается именно ОРО.

Согласно чч. 1 и 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. от 21.07.2014) суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, источниками негативного воздействия являются стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выпуски сточных вод в водные объекты, а при размещении отходов — ОРО.

Приведем извлечение из письма Минприроды России от 11.04.2014 № 12-50/1807-ОГ «О рассмотрении обращения»:

 

Извлечение
из письма Минприроды России от 11.04.2014 № 12-50/1807-ОГ
«О рассмотрении обращения»
[…]
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 […] предусматривается, что понижающий коэффициент 0,3 к нормативам платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяется при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.
Указанные природоохранные требования должны быть учтены при разработке соответствующих разделов в составе проектов на строительство производственных объектов в целом либо в отдельных проектах на строительство объектов по размещению отходов[5].
Вопрос соответствия конструкции и обустройства объектов размещения отходов требованиям к объектам размещения отходов, предъявляемым законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, должен решаться на основе:
1) выводов заключения государственной экологической экспертизы по соответствующей проектной документации;
2) акта комиссии по приемке объекта в эксплуатацию;
3) актов проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, оформляемых органами государственного экологического надзора.
Решение о применении коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, должно приниматься на основании данных, содержащихся в вышеупомянутых документах, при условии, что количество отходов, размещаемых в указанных объектах, не превышает пределов установленных лимитов.
[…] под «объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду» понимается объект, на котором осуществляется хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой применяется одна или несколько взаимосвязанных технологий и который включает стационарный источник, совокупность стационарных источников, расположенных в пределах одной промышленной площадки (в том числе объекты капитального строительства, имущественные комплексы, на которых производится продукция (товары), выполняются работы, оказываются услуги, а под «промышленной площадкой» — территория, включая земельный участок (часть земельного участка) или несколько земельных участков, используемая субъектом или субъектами хозяйственной и иной деятельности, в пределах которой располагаются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

 

В свою очередь, согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Определение понятия «промышленная площадка» в указанном Федеральном законе отсутствует.

Вместе с тем в соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014; далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) промышленной площадкой является земельный участок, принадлежащий промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленный в установленном порядке.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Новые СанПиН 2.2.1/2.1.1.3219-14 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»[6], утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.09.2014 № 52 и находившиеся на момент подписания номера в печать на государственной регистрации в Минюсте России, не содержат определения понятия «промышленная площадка». Отметим, что с момента вступления в силу указанных СанПиН утратят силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

 

В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ с 1 января 2015 г. Федеральный закон № 7-ФЗ был дополнен ст. 4.2, согласно которой объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — I категория;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС, — II категория;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС, — III категория;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС, — IV категория.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к соответствующей категории, учитываются:

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На момент подписания номера в печать данные критерии не были утверждены.

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона № 219-ФЗ последний вступил в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления в силу. Таким образом, в соответствии с изменениями, внесенными данным Федеральным законом в Федеральный закон № 7-ФЗ, с 1 января 2015 г. объектом, оказывающим НВОС, признаются не ОРО, стационарные, передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выпуски сточных вод в водные объекты, а предприятие в целом.

 

ВЫВОД
С 1 января 2015 г. правомерное использование коэффициента 0,3 возможно только при размещении отходов в пределах установленных лимитов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны предприятия.

 

Следовательно, с 1 января 2015 г. у хозяйствующего субъекта, размещающего отходы на ОРО сторонней организации, возможность применения коэффициента 0,3 при расчете платы за НВОС в части размещения отходов, осуществленного после 1 января 2015 г., отсутствует.

При этом, как уже было отмечено в начале статьи, природопользователи, разместившие отходы до 1 января 2015 г. в пределах лимитов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и эксплуатируемых сторонними организациями, имеют возможность направить корректирующие расчеты платы за НВОС с целью применения коэффициента 0,3 и предъявить к Росприроднадзору соответствующее требование о возврате денежных средств в течение 3 лет (общего срока исковой давности, установленного п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации) с момента внесения платы за такое размещение отходов.



[1] О других законодательных изменениях в области расчета платы за НВОС см.: Севрюгина В.В. Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 49–56.

[2] Не является нормативно-правовым актом, но применяется в судебной практике.

[3] Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

[4] Утратили силу 01.09.2014.

[5] Здесь и далее выделено автором.

[6] Подробнее о проблемах разработки данного документа см.: Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15–18.

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.