Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю никто не празднует день рождения.

Посмотреть все

Новая жизнь старых проектов, или Как использовать проекты ПДВ, НДС, НООЛР в рамках новых форм экологического нормирования

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3 март 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Закончился 2018 г., и вместе с ним ушли в прошлое проекты нормативов предельно допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПДВ, НДС, НООЛР) в привычном для нас виде. На смену им пришли такие документы, как комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР), декларация о воздействии на окружающую среду (далее — декларация), а также множество разных отчетов (без которых экология не была бы экологией).

 

И хотя документация появилась новая, она во многом схожа со старыми формами экологического нормирования. Как и обычные экологи, которые по привычке тянутся мыслить категориями ПДВ, НДС и НООЛР, чиновники, создающие подзаконные акты по внедрению новой стратегии экологического развития страны, тоже пытаются сохранить привычный порядок вещей.

Многие предприятия поставили свои объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет с присвоением I–IV категорий. Большая часть объектов имеет III и IV категории, соответственно, для них экологическая отчетность и контроль остались в минимальных объемах либо вообще сведены на нет.

 

Объекты I категории стоят на пороге настоящего новшества в экологии — получения КЭР после внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ). Справочники НДТ для многих отраслей уже готовы, сейчас идет разработка недостающих подзаконных актов.

Для объектов II категории предусмотрена подача декларации.

Объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 г. (2024 г.) получить разрешительные документы отдельно по каждому виду негативного воздействия, хотя порядок получения таких документов пока тоже не установлен.

Объекты II категории находятся в менее выгодном положении. Если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, им придется в срочном порядке подавать декларацию при скором окончании срока действия следующих документов:

• разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

• документ об утверждении НООЛР.

Кроме того, нормативы допустимых выбросов, сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории[1]. Следовательно, нормативы для веществ I, II классов опасности как раз таки рассчитываются. Однако до сих пор неясно, в рамках чего будут проводиться эти расчеты и в каком порядке.

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются[2] для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
[…]
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[3].
[…]
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[4], превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

 

На сегодняшний день методики и (или) методы расчета нормативов не утверждены. Как быть тем предприятиям, которые уже сейчас должны начать работу над составлением декларации или заявки на получение КЭР? Попробуем найти решение, заглянув в старые проекты ПДВ, НДС, НООЛР.

 

[1] Пункт 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Указанные методики и (или) методы не утверждены.

[4] Указанный порядок не установлен.

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.