Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенТатьяна, Статус неизвестенВиктор, Статус неизвестенpavel, Статус неизвестенАнастасия, Статус неизвестенСергей, Статус неизвестенИнна.

Посмотреть все

Как организовать внутреннюю проверку: опыт предприятия

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11 ноябрь 2018.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

В нашей компании проверку организации природоохранной деятельности и санитарно-экологического состояния филиалов проводит отдел экологии на основании ежегодных планов-графиков. С 2005 г. проверки проводятся по специально разработанным документам — «Вопросы проверки и требования, предъявляемые к филиалам» (далее — Вопросы проверки) и «Критерии оценки организации природоохранной деятельности и санитарно-экологического состояния филиалов» (далее — Критерии оценки), утвержденным главным инженером, а впоследствии — техническим директором.

 

Реформирование системы государственного контроля (надзора) привело к введению риск-ориентированного подхода с возможностью применения проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Так, согласно ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.08.2018; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов) (ч. 11.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

 

СПРАВКА

В состав нашей компании входит три тепловые станции, одна гидроэлектростанция, три теплосетевых предприятия, а также санаторий-профилакторий.
По степени негативного воздействия на окружающую среду филиалы компании отнесены к объектам IIII категорий. Четыре филиала используют поверхностные водные объекты, два — подземные. В филиалах эксплуатируются:
• 11 очистных сооружений;
• 15 установок очистки газа (далее — газоочистная установка, ГОУ);
• 5–120 стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха,
а также образуется более 140 видов отходов производства и потребления.
Компания имеет лицензию на деятельность по утилизации отходов III класса опасности и транспортирование отходов I–IV классов опасности, а также три лицензии на право пользования недрами.
Все филиалы являются абонентами централизованной системы водоотведения.

 

В перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода[1], входят в том числе:

• федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

• федеральный государственный экологический надзор в части:

– государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

– государственного земельного надзора;

– государственного надзора в области обращения с отходами;

– государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

– государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

– государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

• лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

• региональный государственный экологический надзор.

Проверочные листы[2] открыты для ознакомления и дают возможность заранее подготовиться к проверкам. Однако анализ контрольных вопросов показал, что они сформулированы поверхностно и по большей части направлены только на проверку наличия/отсутствия того или иного документа. Вероятно, экологи предприятий скажут, что это и хорошо, т.к. есть возможность получить положительную оценку со стороны инспектора. На наш взгляд, для эффективного выполнения того или иного процесса не менее важно ответить на вопрос: как он организован?

В качестве примера рассмотрим вопрос о неблагоприятных метеорологических условиях (далее — НМУ). В проверочном листе, применяемом при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, он сформулирован так: «Проводятся ли при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора?»

Для положительного ответа на данный вопрос достаточно иметь согласованный план мероприятий в периоды НМУ и вести журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ[3].

При этом «за кадром» остаются следующие вопросы:

• все ли сообщения зарегистрированы в журнале?

• соответствуют ли мероприятия по снижению выбросов режиму НМУ?

• выполнялись ли мероприятия в структурных подразделениях, участвующих в проведении мероприятий в период НМУ?

• имеется ли документарное подтверждение выполнения мероприятий в структурных подразделениях и сообщения о полученных результатах их выполнения?

• выполнялись ли замеры до объявления НМУ, в период НМУ (при необходимости) и после окончания НМУ?

• организована ли документарная передача информации о НМУ между сменами?

• правильно ли определена эффективность мероприятий?

• все ли отчеты структурных подразделений, принимавших участие в проведении мероприятий, зарегистрированы в журнале?

В нашей компании уже много лет природоохранные проверки осуществляются таким образом, чтобы не просто констатировать факт выполнения или невыполнения обязательного требования, а проконтролировать организацию всей процедуры.

Например, вот как сформулирован вопрос об эксплуатации ГОУ в проверочных листах и в наших Критериях оценки:

 

Проверочные листы

Критерии оценки

Осуществляется ли эксплуатация ГОУ в соответствии с правилами эксплуатации ГОУ?

Назначены ли должностные лица, ответственные за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ?

Внесены ли ГОУ в реестр?

Утверждена ли программа проведения технического обслуживания?

Утверждена ли программа проведения планово-предупредительных ремонтов?

Определен ли порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектную очистку выбросов?

Технический осмотр ГОУ проводится не реже 2 раз в год комиссией, назначенной приказом?

Эффективность ГОУ определяется ежегодно?

Приложен ли к паспорту ГОУ протокол проверки эффективности?

Сведения о проведении технического осмотра, результатах проверки фактических показателей работы, результатах планово-предупредительных ремонтов, внеплановых ремонтах, результатах устранения обнаруженных неисправностей внесены в паспорт ГОУ не позднее 30 календарных дней со дня окончания работ?

 

Таким образом, Критерии оценки не только помогают проверяющим, но и служат большим подспорьем филиалам, показывая упущенные направления и стимулируя их на реализацию проблемных вопросов.

 

Критерии оценки состоят из следующих разделов:

1. Организация природоохранной деятельности.

2. Охрана атмосферного воздуха.

3. Охрана водного бассейна.

4. Обращение с отходами производства и потребления.

5. Выполнение программы производственного экологического контроля.

6. Поддержание в рабочем состоянии системы экологического менеджмента.

В Критерии оценки включены также вопросы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к природоохранному законодательству (например, о соблюдении исполнительской дисциплины при представлении информации по охране окружающей среды, рационализаторской работе, открытости экологической информации или организации соревнования), однако мы считаем, что их выполнение повышает общую эффективность работы.

При оценке каждого критерия можно получить 0 или 2 балла. Наиболее значимые критерии оцениваются в 5 баллов, а за отдельные недостатки можно получить –5 или –10 баллов.

Филиал получает оценку по количеству набранных баллов:

• «отлично» (100 % от максимально возможного количества баллов);

• «хорошо» (76–99 %);

• «удовлетворительно» (50–75 %);

• «неудовлетворительно» (менее 50 %).

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Неудовлетворительную оценку можно получить независимо от набранных баллов в случае, если не устранены замечания по результатам предыдущей проверки, а также если не выполнены лицензионные условия или предписания уполномоченных органов.

 

Проверка проводится в документарной и выездной форме в сроки, определенные планом-графиком. Общее время проведения проверки не должно превышать 5 рабочих дней.

Документарная проверка проводится без выезда в филиал на основании информации и документов, представленных филиалом за проверяемый период и находящихся в отделе экологии. Дополнительная информация (при необходимости) представляется инженерами-экологами филиалов по электронной почте сотруднику, проводящему проверку.

Выездная проверка начинается со встречи с руководством филиала, на которой сообщается порядок проверки, определяется время проведения проверок отдельных структурных подразделений филиала, назначается ответственное лицо со стороны филиала.

По окончании проверки проводится предварительный разбор результатов с руководством и начальниками структурных подразделений филиала, во время которого отмечаются выявленные положительные и отрицательные стороны организации и осуществления природоохранной деятельности филиала, даются рекомендации по устранению замечаний и при необходимости согласовываются сроки их устранения.

В течение 3 рабочих дней после окончания проверки сотрудник, проводивший проверку, уточняет Критерии оценки, систематизирует материалы проверки и оформляет акт. Акт проверки и Критерии оценки филиала направляются в филиал с сопроводительным письмом, в котором устанавливаются сроки устранения выявленных замечаний. Применение Критериев оценки позволяет сравнить результаты с прошлым годом, определить тенденции к изменению, при необходимости выработать корректирующие действия для улучшения работы.

В связи с особенностями производственной и хозяйственной деятельности и различным уровнем воздействия филиалов на окружающую среду общая оценка для каждого филиала определяется индивидуально. Отдельные направления работы филиала могут не оцениваться при отсутствии их в проверяемый период.

Приведем Вопросы проверки (приложение 1) и соответствующие им Критерии оценки (приложение 2) на примере раздела 2 «Охрана атмосферного воздуха».

 

НА ЗАМЕТКУ

Скачайте полный вариант Вопросов проверки и Критериев оценки (разделы 1–6), воспользовавшись услугой «Сервис форм» (код доступа — на с. 1).

 

 

[1] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства» (в ред. от 12.10.2018).

[2] Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждены Приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 (в ред. от 30.05.2018).

[3] См. приложение 4 к РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях».

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.