Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю никто не празднует день рождения.

Посмотреть все

Установление СЗЗ по-новому: ищем ответы в проектах подзаконных актов

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7 июль 2018.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Правовая ситуация с установлением санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) продолжает изменяться в новом направлении. Совсем недавно Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 были утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее — Правила)[1], которые породили множество вопросов и спорных толкований новых положений.

 

 

Складывается впечатление, что санитарные врачи Роспотребнадзора, которые фактически занимаются установлением СЗЗ, в разработке документа не принимали участия. Правила вводят понятия и процедуры, не обозначенные ранее ни в одном нормативном правовом акте (например, «контур объекта», «порядок определения контрольных точек и показателей воздействия»), при этом их определения в документе не даны.

Кроме того, основным краеугольным камнем Правил стало требование об установлении СЗЗ от контуров объектов капитального строительства, а не от границ земельных участков:

 

Извлечение
из Правил

1. […]
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства[2], являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
[…]

 

В результате вся проделанная до этого работа по установлению СЗЗ могла пойти прахом. Природопользователям, которые в момент утверждения Правил находились в процессе установления СЗЗ (ранее данная процедура состояла из нескольких этапов и длилась более года), не повезло вдвойне, т.к. могло оказаться, что часть средств на разработку проекта СЗЗ потрачены впустую.

После выхода Правил Роспотребнадзор взял паузу, не реагируя на шквал обращенных к нему вопросов и официальных писем предприятий с просьбой разъяснить ситуацию. Многие территориальные органы Роспотребнадзора остановили экспертизу документации, разослав природопользователям соответствующие уведомления.

В итоге мы прождали больше двух месяцев, и только в конце мая наконец появилась информация о разработке подзаконных актов, призванных конкретизировать требования Правил и ответить на наши вопросы.

 

 

[1] Анализ Правил см.: Ламихова М. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222: новый порядок установления СЗЗ // Справочник эколога. 2018. № 5. С. 11–21 (profiz.ru/eco/5_2018/postan_222).

Обратите внимание: данный документ имеет большую юридическую силу, чем действовавшие до его принятия СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014; далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В настоящее время СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей Правилам.

[2] Выделено автором.

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.