Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенФатима, Статус неизвестенАлесь, Статус неизвестенTamara.

Посмотреть все

Технический отчет о неизменности производственного процесса: вопросы и ответы

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8 (20) август 2014.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 22.12.2010; далее — Порядок), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета. При этом не установлен конкретный срок представления технического отчета, а также последствия его непредставления.

 

Действующие на сегодняшний день нормативные правовые акты не содержат норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета также не предусмотрен законодательством.

В территориальных органах Росприроднадзора по-разному трактуют те или иные положения Порядка. В связи с этим у хозяйствующих субъектов возникает масса вопросов по представлению технических отчетов, а самое главное — о последствиях его непредставления[1]. В данной статье мы попробуем разобраться с вопросами по порядку.

 

НУЖНО ЛИ СОГЛАСОВЫВАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ?

Порядком установлено, что технический отчет представляется в уведомительном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Нередко имеют место ситуации, когда должностные лица территориальных органов Росприроднадзора утверждают, что для подтверждения представления технического отчета необходима отметка Росприроднадзора о его принятии на самом техническом отчете или на документе, утверждающем НООЛР.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В соответствии с п. 11 Порядка датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.

 

Таким образом, технический отчет представляется в уведомительном порядке. В законодательстве Российской Федерации не содержится требований о согласовании технического отчета, следовательно, и нет сроков его рассмотрения. Отказ территориального органа Росприроднадзора в приеме технического отчета в уведомительном порядке неправомерен.

 

В КАКОЙ СРОК НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН РОСПРИРОДНАДЗОРА?

Согласно п. 35 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — Методические указания), технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в проект НООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» (далее — Письмо № КТ-08-03-36/6068) технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов. При этом необходимо помнить о том, что письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.

Минприроды России подготовлен проект Приказа об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, п. 7 которых планируется предусмотреть, что неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющих виды и классы опасности образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в проекте НООЛР, подтверждаются в виде технического отчета по обращению с отходами, составляемого и ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами (их филиалами и другими территориально обособленными подразделениями) в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора. Согласно проекту технический отчет по обращению с отходами должен быть представлен в течение 15 календарных дней по истечении отчетного года с даты утверждения проекта НООЛР.

Поскольку данный проект Приказа Минприроды России еще не утвержден и не прошел государственную регистрацию, требования, предусмотренные в нем, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. На указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Согласно Постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 № 15АП-14255/2012 по делу № А32-3088/2012 Управлением Росприроднадзора был переоформлен документ об утверждении НООЛР сроком действия с 19.07.2011 до 22.03.2015. В нарушение п. 11 Порядка Общество в срок до 22.03.2011 не подтвердило неизменность производственного процесса, в связи с чем в действиях Общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В Порядке не конкретизированы дата или отрезок времени, в течение которого юридическое лицо обязано подтвердить неизменность производственного процесса. Следовательно, в такой ситуации подтверждение должно быть осуществлено не позже календарного года с даты выдачи организации лимитов на размещение отходов.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму Минприроды России от 31.01.2012 № 12-47/1087 территориальные органы Росприроднадзора принимают технический отчет для подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в уведомительном порядке, а следовательно, не могут отказать юридическим лицам в принятии данного отчета и датой его получения считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении.
Как было установлено судом, лимит на размещение расходов, выданный Обществу, был утвержден и зарегистрирован 30.04.2010. Технический отчет с подтверждением неизменности производственного процесса и используемого сырья был направлен Обществом в адрес Управления Росприроднадзора 18.04.2011 и зарегистрирован Управлением 26.04.2011.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что Общество представило технический отчет в пределах срока, установленного п. 11 Порядка.

 

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИЛОЖЕНЫ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ? ПОСЛЕДУЕТ ЛИ НАКАЗАНИЕ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ДОКУМЕНТОВ?

Технический отчет разрабатывается в соответствии с Приложением 3 к Методическим указаниям . Требования к содержанию и оформлению технического отчета изложены в разд. IV Методических указаний.

Пунктом 40 Методических указаний установлен перечень документов, которые необходимо приложить к техническому отчету:

  • копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
  • копии договоров на транспортировку отходов, документы, подтверждающие факт передачи отходов на использование, обезвреживание, размещение;
  • копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;
  • копии лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

В указанном перечне не содержится требования о приложении данных учета отходов . Кроме того, п. 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, установлено, что материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

  • проведении инвентаризации отходов;
  • подготовке проектов НООЛР, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ;
  • ведении федеральных статистических наблюдений;
  • расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду  (далее — НВОС) (в части размещения отходов)[2].

Таким образом, материалы учета отходов используются при заполнении таблиц технического отчета. Поскольку приведенный перечень документов является закрытым, нет необходимости представлять иные документы, не указанные в нем.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Согласно Постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу № А56-54574/2013 проект НООЛР Общества был разработан в 2011 г. и утвержден Департаментом Росприроднадзора, что подтверждено документом об утверждении НООЛР № 26-26132-О-11/16 (л.д. 42-44). Срок действия НООЛР установлен до 05.12.2016.
Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья с комплектом сопроводительных документов был сформирован и отправлен Обществом 19.10.2012 в адрес Департамента Росприроднадзора ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адресат получил письмо 07.11.2012. Технический отчет был зарегистрирован территориальным органом Росприроднадзора как входящее письмо от 09.11.2012 № 26/19352.
В связи с отсутствием в представленных документах приложений, установленных Методическими указаниями, в подтверждении неизменности производственного процесса Обществу было отказано.
Суд указал, что Порядок не содержит норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с данным Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета, подлежащего представлению в уведомительном порядке, действующим законодательством не предусмотрен.
Учитывая тот факт, что Обществом был разработан проект НООЛР и документы, необходимые в качестве приложений к техническому отчету, были представлены Обществом в ходе плановой выездной проверки, что отражено в перечне документов к акту проверки от 09.07.2013 № ПВ-47/08-А, суд пришел к выводу о необоснованности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того, законодательством не определены правовые последствия непредставления документов, перечисленных в п. 40 Методических указаний, при прохождении процедуры подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Суд удовлетворил заявление Общества, признал незаконным и отменил Постановление и предписание.

 

ЕСЛИ ГОД С ДАТЫ УТВЕРЖДЕНИЯ НООЛР ИСТЕК, А ОТЧЕТ НЕ СДАН, ПЛАТУ ЗА НВОС ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ НУЖНО ВНОСИТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ 5-КРАТНОГО КОЭФФИЦИЕНТА?

В Письме № КТ-08-03-36/6068 изложена позиция, согласно которой в случае представления технического отчета позже указанного срока расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения НООЛР) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение. Однако, например, ФАС Северо-Западного округа указанную позицию не поддержал.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2014 по делу № А44-4656/2013 судом было установлено, что Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2004 и в процессе деятельности оказывает НВОС. На основании Приказа Росприроднадзора от 30.06.2011 был утвержден документ об утверждении НООЛР. Обязанность по представлению технического отчета была исполнена Обществом 13.06.2013.
Нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее — Порядок определения платы), и Порядка не устанавливают сроки представления технических отчетов, а также не определяют последствия несоблюдения данных сроков.
Исходя из пп. 5 и 6 Порядка определения платы плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется при превышении лимитов или при отсутствии утвержденных лимитов. Иного порядка расчета с применением 5-кратного повышающего коэффициента действующее законодательство не определяет.
В данном случае Обществом были утверждены лимиты на срок до 2016 г., их действие не было отменено. Представленные 13.06.2013 технические отчеты подтвердили неизменность производственного процесса, следовательно, фактического превышения лимитов при размещении отходов не было. Это также подтверждают расчеты платы за НВОС за III и IV кварталы 2012 г. и I квартал 2013 г.
Данная ситуация свидетельствует об отсутствии правового регулирования порядка расчета платы за сверхлимитное размещение отходов в том случае, когда лимиты на размещение отходов утверждены хозяйствующему субъекту на 5 лет, их превышение не зафиксировано, но имеет место отсутствие подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Таким образом, правовых оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента не имелось, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчетов.

 

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на то, что данная статья не является призывом не сдавать технический отчет или не указывать в полном объеме информацию в нем. Это лишь рекомендации, которые помогут вам бороться с необоснованными требованиями территориальных органов Росприроднадзора. Требования законодательства в области обращения с отходами необходимо соблюдать, в противном случае предприятие может быть привлечено к административной ответственности.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
В соответствии с Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу № А13-9189/2013 в ходе проверки были установлены нарушения заявителем требований ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 11 Порядка, выразившиеся в отсутствии согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в непредставлении технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2011 и 2012 гг. в Управление Росприроднадзора.
По факту несоблюдения экологических требований при осуществлении деятельности по обращению с отходами ответчиком в отношении Общества были составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении. Постановлением Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания заявитель привлечен к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа размером 100 000 руб.
Наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, было подтверждено материалами дела.
Довод подателя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения судом апелляционной инстанции был отклонен, поскольку рассматриваемое правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области обращения с опасными отходами и охраны окружающей среды, что предполагает существенную угрозу жизнедеятельности общества и человека.
Надлежащему соблюдению требований в области обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающая применительно к юридическим лицам наказание в виде штрафа в размере от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При таких обстоятельствах суд отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

 


[1] Об этом также см.:

– Севрюгина В.В. Продление лимитов и технический отчет о неизменности производственного процесса // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 55–61;

– Прохоров И.О. О сроке представления технических отчетов: все ли так однозначно? // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 75–78.

[2] О взимании платы за НВОС при размещении отходов см.: Бойцова А. Правовой режим взимания платы за НВОС в части размещения отходов // Справочник эколога. 2013. № 10. С. 56–62.

 

Е.Н. Колчина, эколог-эксперт, руководитель группы экспертов ГК «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.