Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенИрина, Статус неизвестенТатьяна, Статус неизвестенВиктор, Статус неизвестенpavel, Статус неизвестенАнастасия, Статус неизвестенСергей, Статус неизвестенИнна.

Посмотреть все

Освобождает ли присвоение IV категории от обязанности представлять отчетность СМСП?

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 2 февраль 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Известно, что законодательством об отходах производства и потребления в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) предусмотрена привилегия — обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР) заменена на обязанность по представлению в уведомительном порядке отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

 

Согласно абз. 3 п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014), количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, являются лимитами на размещение отходов для СМСП.

 

Также известно, что 01.01.2016 введен институт государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). В отношении объектов, оказывающих НВОС, в зависимости от присвоенной категории законодательством установлены различные природоохранные требования, связанные с получением разрешительной документации, представлением экологической отчетности, внесением платы за НВОС и пр.

Наиболее «льготной» является IV категория объектов, оказывающих НВОС, — именно такие объекты освобождены от необходимости исполнения большинства природоохранных обязанностей. При этом существует мнение, которое если и не ставит знак равенства между объектами, эксплуатируемыми СМСП, и объектами IV категории, то по крайней мере ассоциирует их. На этой почве возникло убеждение, что на объекты, эксплуатируемые СМСП, распространяются все «льготы», применяемые к объектам, оказывающим НВОС, IV категории.

Однако данное убеждение является ошибочным. Чтобы убедиться в этом, обратимся к критериям отнесения хозяйствующих субъектов к СМСП.

Критерии отнесения к СМСП

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям, и средним предприятиям.

При этом согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к СМСП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не каждое юридического лицо и не каждый индивидуальный предприниматель относятся к категории СМСП, но лишь в случае соответствия критериям, перечисленным в ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

 

При этом общими[1] для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, претендующих на статус СМСП, являются следующие критерии:

• среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории СМСП:

– от 101 до 250 человек для средних предприятий;

– до 100 человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

• доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения[2], установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории СМСП.

Как видно из перечисленных критериев, отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП не зависит от того, объекты какого уровня НВОС эксплуатирует лицо.

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам IV категории

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

 

Извлечение
из Критериев

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

 

Итак, в случае с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС, к I–IV категории также не обнаруживается никакой связи с критериями отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМСП.

При этом нет оснований утверждать, что объекты, эксплуатируемые СМСП, всегда являются объектами IV категории по уровню оказываемого на окружающую среду негативного воздействия.

Таким образом, на практике возможны ситуации, при которых:

1) СМСП эксплуатирует объекты исключительно IV категории — при условии, что эксплуатируемые объекты соответствуют критериям отнесения к объектам IV категории;

2) СМСП эксплуатирует как объекты IV категории, так и объекты I–III категорий;

3) СМСП эксплуатирует объекты, не оказывающие НВОС и, следовательно, не подлежащие постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС;

4) СМСП эксплуатирует объекты I–III категорий и не эксплуатирует ни одного объекта IV категории.

В соответствии с п. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) СМСП, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Как видно из приведенных положений, законодательство об отходах производства и потребления не связывает обязанность СМСП по представлению указанной отчетности с отнесением объектов, в рамках эксплуатации которых образуются отходы, к определенной категории.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ситуация изменится 01.01.2019: из ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ будут исключены положения, устанавливающие обязанность СМСП представлять отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов[3].

 

Суть изменений:

1. Обязанность по представлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов будет возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории.

2. Исключена необходимость разработки НООЛР и представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории.

Вывод

В настоящее время присвоение объекту, оказывающему НВОС, IV категории не освобождает лицо, эксплуатирующее такой объект, от обязанности представления отчетности СМСП (при условии, что лицо является СМСП).

 

[1] Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ установлены дополнительные критерии отнесения к категории СМСП.

К сведению: с 01.07.2017 п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ будет дополнен.

[2] См. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

[3] См. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.