Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенФатима, Статус неизвестенЕвгения, Статус неизвестенАлесь.

Посмотреть все

Экологический сбор. Быть или не быть?

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7 (31) июль 2015.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

В последнее время экологическое сообщество в нашей стране не просто взволновано — оно на грани нервного срыва. Все дело в том, что прошедший 2014 г. ознаменовался принятием двух уже ставших легендарными федеральных законов, которые внесли кардинальные изменения в природоохранное законодательство, — Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ[1] и Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[2] (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Необходимость внесения данных изменений назрела уже давно. В высших сферах власти идет нешуточная борьба за практическую реализацию новых положений, ведь мало принять Федеральный закон — необходимо еще разработать и ввести в действие множество подзаконных актов, чтобы закон заработал на деле. Автор статьи следит за развитием ситуации и старается держать в курсе событий читателей журнала.

Напомним, что главным изменением в части финансового стимулирования природопользователей стало введение экологического сбора в отношении производителей и импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (см. ст. 24.2 и 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 24.2. Регулирование в области обращения с отходами от использования товаров
1. Производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов[3] от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
2. Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.
3. Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
[…]
7. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
[…]
Статья 24.5. Экологический сбор
1. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
[…]
5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
[…]
8. Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Якорь[…]

В апрельском номере журнала «Справочник эколога» мы уже рассматривали различные аспекты взимания экологического сбора[4]. Так, суть законодательных преобразований сводилась к тому, чтобы обязать производителей и импортеров товаров обеспечивать сбор, обработку и утилизацию отходов от использования данных товаров. При этом можно было организовать собственные объекты по сбору, обработке и утилизации отходов либо воспользоваться услугами соответствующих организаций. Был и другой вариант — не заниматься обеспечением нормативов утилизации, но при этом ежегодно уплачивать экологический сбор в государственную казну.

Словарь

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

  • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них;
  • норматив утилизации отходов от использования товаров — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.

Полученные средства предполагалось пустить на развитие инфраструктуры обращения с отходами, в т.ч. строительство и реконструкцию объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, внедрение системы раздельного сбора отходов и т.д. Данный инструмент финансового стимулирования предпринимателей позволил бы создать в России цивилизованный рынок обращения с отходами, как во многих развитых странах. К сожалению, на данный момент у нас лишь 7–8 % отходов отправляются на утилизацию или обезвреживание, остальные же отходы либо размещаются на полигонах, либо складируются на незаконных свалках.

До недавнего времени шло бурное обсуждение подзаконных актов, разработанных в развитие Федерального закона № 458-ФЗ[5] (кстати, анализ этих документов вы можете найти и в вышеупомянутой статье автора), среди которых необходимо назвать следующие:

  • проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»[6] (получено отрицательное решение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия);
  • проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств»[7] (получено отрицательное решение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия);
  • проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров»[8] (получено отрицательное решение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия);
  • проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров»[9] (идет процедура оценки регулирующего воздействия);
  • проект Постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств»[10] (публичное обсуждение завершено);
  • проект Постановления Правительства РФ «Об установлении порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора)[11] (идет процедура оценки регулирующего воздействия).

В конце мая на сайте http://regulation.gov.ru был предложен доработанный порядок взимания экологического сбора. В разработанный ранее проект были внесены изменения в части определения конкретного круга лиц, осуществляющих уплату экологического сбора. Так, в проекте указано, что экологический сбор уплачивают производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, которые не достигают установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров в случае обеспечения самостоятельной утилизации или вообще не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Кроме того, в соответствии с доработанным проектом по каждому обособленному подразделению (филиалу или представительству) экологический сбор уплачивается отдельно. При этом любое обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) может оплатить экологический сбор от имени юридического лица, если данное полномочие закреплено в положении об обособленном подразделении. Важно, что данное подразделение может представить расчет суммы экологического сбора от имени юридического лица по месту своего нахождения.

В проекте также указан конкретный срок проверки правильности исчисления суммы экологического сбора территориальными органами Росприроднадзора — 9 месяцев со дня принятия документов. При этом документы можно отправить на бумажном носителе (датой приема будет считаться отметка территориального органа Росприроднадзора с указанием даты или дата почтового отправления) и в электронном виде (датой приема будет считаться дата отправления).

Проектом установлены и сроки уплаты экологического сбора, а также представления расчета экологического сбора:

  • в 2015 г. — до 15 октября 2015 г. (за 9 месяцев 2015 г.);
  • в 2016 г. — до 1 февраля 2016 г. (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.);
  • начиная с 2017 г. — ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Кроме того, проект содержит в том числе порядок возврата излишне уплаченного экологического сбора, средства от которого могут быть зачтены в счет будущих платежей или возвращены плательщику на основании заявления.

Как видим, порядок взимания экологического сбора был подробно разработан к концу мая текущего года. Все было готово к началу кампании по сбору нового экологического платежа. Предполагалось, что поправки в Федеральный закон № 89-ФЗ вступят в полную силу с 1 июля 2015 г. Однако, к сожалению, в нашей стране такие коренные преобразования редко воплощаются в жизнь.

Отметим, что представители бизнеса в лице Торгово-промышленной палаты и Минэкономразвития выступали категорически против внедрения данного подхода к обращению с отходами. В своей апрельской статье автор упоминала, что бизнесу ранее было обещано не повышать налоговую нагрузку в течение ближайших 4 лет. Естественно, экологический сбор стал для него неприятной неожиданностью, хотя формально этот сбор и не относится к налогам. Ведь такое стремительное введение экологического сбора при отсутствии хотя бы минимального подготовительного периода для многих предпринимателей означало бы, что им придется начать оплачивать сбор сразу — буквально «с места в карьер». Времени на организацию и внедрение утилизации товаров у них практически не было. Таким образом государство рассчитывало в первые годы после введения данного платежа получить весомую прибыль, пока предприниматели не могли обеспечивать установленные нормативы утилизации.

Именно по этим причинам в ходе поэтапного введения в действие законодательных изменений не прекращалось давление со стороны бизнеса на Правительство Российской Федерации. Итогом прессинга стало заседание Правительства от 1 июня 2015 г., на котором было принято решение о наложении моратория на лицензирование операторов по обращению с отходами и взимание экологического сбора:

Правительство России объявило мораторий на экологический сбор[12]

[…]

1 июня решением председателя правительства России Дмитрия Медведева объявлен мораторий до 2019 года на введение лицензирования операторов по обращению с отходами и экологический сбор с производителей. Об этом […] корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе группы компаний «Эко-система».

[…]

Реформа отрасли, начатая принятием в декабре 2014 года «президентской редакции» федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления», провалена, считают эксперты партнерства. У государства больше нет ни одного эффективного инструмента стимулирования отрасли и перехода России к цивилизованному рынку обращения с отходами. Новая редакция закона продолжит бездействовать на фоне полного отсутствия подзаконных актов, за работку которых ответственно сразу несколько ведомств.

Пакет постановлений правительства к закону №  89 должен был вступить в силу с 1 июля. 1 июня на совещании у Медведева был одобрен мораторий на ряд неналоговых платежей бизнеса, в частности, до 2019 года производители освобождаются от экологического сбора, а операторы по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов могут продолжать работать без лицензирования[13]. Премьер одобрил предложение Минэкономразвития на введение моратория и поручил правительству в течение двух недель подготовить необходимые правовые акты. Медведев пояснил, что мораторий служит интересам бизнеса и отдельных отраслей в целом: «Если предприниматель точно знает, сколько он должен будет платить и налоговых, и неналоговых платежей сегодня, через месяц, через год или два, он может планировать свой бизнес, и работу ему будет прогнозировать, безусловно, проще. А это не может не сказаться в общем и целом на экономических показателях и бизнеса отдельного, и страны в целом».

Поправки к закону обсуждались семь лет. В последней редакции закон предписывал введение нового института регионального оператора, вводил обязательное лицензирование отрасли, а также экологический сбор с производителей и импортеров товаров. Последний должен был принести государству дополнительные 30 млрд рублей в год, которые даже были заложены в бюджете на 2015 год. Средства фонда планировалось направить на обеспечение регионов новыми объектами коммунальной инфраструктуры. Из-за полного отсутствия подзаконных актов было невозможно понять, чем именно обернется принятие поправок для отрасли. С начала 2015 года было замечено явное замедление инвестиционного темпа. Всего до конца года необходимо было разработать 33 подзаконных акта. Рынок ожидал, что с 1 июля часть вопросов по реализации закона будут сняты.

«Преследуя благую цель о снижении неналоговой нагрузки на бизнес, правительство по сути нивелировало ключевой отраслевой закон. Поправки к закону, которые принимались семь лет, после введения моратория не несут никакого смысла. Правительство закончило реформу сектора, не начав ее. Так как к настоящему моменту также не определен порядок начисления "зеленого тарифа", то государство в принципе не имеет больше финансовых источников для развития отрасли рециклинга. Единственное, что может теперь стимулировать отрасль — рост тарифов, что, соответственно, приведет к повышению платы для населения. Но и эта крайняя мера не сможет в должной степени удовлетворить все потребности отрасли, которая находится лишь в начале перехода к цивилизованному рынку обращения с отходами», — комментирует гендиректор ОАО УК «Эко-система» Андрей Якимчук.

В России отрасль сбора и утилизации отходов почти не контролируется. Число современных полигонов, построенных с соблюдением всех технологических и природоохранных норм, по-прежнему невелико. Большинство отходов бесконтрольно складируются на несанкционированных свалках или продолжает вывозиться на полигоны, построенные 40−60 лет назад. Более 40 % отходов являются ценным вторичным сырьем, но только 7−8 % попадает на вторичную переработку. Для развития отрасли необходимы серьезные инвестиции и долгосрочное планирование. Ни тем, ни другим отрасль пока похвастать не может.

Таким образом, «президентская» реформа системы обращения с отходами была сведена действиями Правительства к нулю. Без механизма взимания экологического сбора государство не имеет рычагов финансового давления на бизнес. Создание в нашей стране цивилизованного рынка обращения с отходами отодвигается на неопределенный срок, и мы вновь возвращаемся к практически бесконтрольному обращению с отходами без перспектив сокращения объемов образующихся отходов.

Новый институт регионального оператора в сфере обращения с отходами[14], введение обязательных программ развития отрасли обращения с отходами в каждом субъекте Российской Федерации — все это теперь фактически заморожено.

Поправки к Федеральному закону № 89-ФЗ, которые обсуждались так долго, по сути теперь бездействуют. Без финансового контроля отрасли обращения с отходами рециклинг развиваться не сможет. Единственный источник средств, за счет которых можно будет продолжать «латать дыры» в инфраструктуре переработки отходов, — это повышение тарифов на вывоз и захоронение отходов. То есть вновь финансовое бремя ложится на плечи рядовых граждан-налогоплательщиков. Зато предприниматель, по словам премьер-министра, теперь может спокойно планировать свой бизнес на годы вперед, зная, сколько налогов он должен заплатить.

На наш взгляд, подобный исход дела с отступлением по всем фронтам вызван именно срочностью введения экологического сбора. Для многих предпринимателей подобная реформа всегда была неопределенной перспективой будущего, и тут в конце прошлого года неожиданно выяснилось, что сбор нужно будет оплачивать уже в 2015 г. Большинство из них не запланировало в своем бюджете средств на уплату данного вида платежа. При этом Федеральный закон № 458-ФЗ был принят, а подзаконные акты, вносящие ясность и позволяющие хотя бы примерно подсчитать убытки от уплаты сбора, отсутствовали. Напряжение нагнеталось еще и тем, что с начала года инвестиционный поток в российский рынок заметно уменьшился.

После столь резкой смены курса было опубликовано заявление одного из участников совещания о том, что введение моратория на данный сбор и на некоторые другие неналоговые сборы позволит за 4 года сэкономить 1,5 трлн руб., однако, каким образом будет сэкономлена такая колоссальная сумма, не уточняется:

Мораторий на неналоговые платежи сэкономит около 1,5 трлн рублей[15]

[…] Экономия от введения моратория на неналоговые платежи до 1 января 2019 года может составить 1,5 триллиона рублей, сообщил РИА Новости один из участников совещания на эту тему у премьер-министра РФ.

В понедельник[16] правительство провело совещание по установлению предельных уровней неналоговых платежей предпринимателей и организаций. Как сообщил журналистам по итогам совещания министр экономического развития Алексей Улюкаев, по ряду неналоговых платежей было принято решение установить мораторий до 1 января 2019 года. Всего, по его словам, было рассмотрено около 70 предложений, в том числе от бизнеса. По 20 из них правительство сформировало свою позицию.

«Ожидаемая экономия от введения моратория по неналоговым платежам — 1,5 триллиона рублей. На все, что принято, налагается мораторий до 1 января 2019 года. В течение двух недель федеральные органы исполнительной власти должны подготовить соответствующие проекты нормативно-правовых актов по введению отсрочки», — сказал собеседник РИА Новости.

[…]

Отметим, что, помимо экологического сбора, был введен мораторий на некоторые другие ключевые платежи. Так, пока не планируется взимать плату за ущерб, причиненный централизованным системам водоотведения, и плату за сброс загрязняющих веществ. Также введен мораторий на создание материальных финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и на увеличение тарифов за оформление выдачи ветеринарно-сопроводительных документов.

Теперь приведем извлечение из протокола «злополучного» совещания:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решения по итогам совещания о предельном уровне неналоговых платежей предпринимателей и организаций

(протокол от 1 июня 2015 года № ДМ-П13-48пр)

Дмитрий Медведев провел совещание 1 июня 2015 года. По итогам были приняты следующие решения […]:

1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Улюкаева по данному вопросу.

2. Согласиться с учетом состоявшегося обсуждения с предложением Минэкономразвития России о введении до 1 января 2019 года моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей и организаций:

установить норматив утилизации в отношении всех категорий товаров в размере 0 %, за исключением аккумуляторных батарей, шин, бумаги, ламп накаливания, а также групп товаров, по которым уже осуществляется утилизация[17];

[…]

Заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в двухнедельный срок подготовить проекты нормативных правовых актов и иных документов, обеспечивающих реализацию принятых решений.

По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации проекты соответствующих нормативных правовых актов.

[…]

Что касается установления нормативов утилизации для отдельных категорий товаров, предлагаем вам ознакомиться со следующим материалом:

Бизнес все же может получить рост нагрузки по экологическим сборам[18]

Минприроды может получить право расширять перечень товаров, по которым ставки экологического сбора и нормативы утилизации не будут обнулены. Решение было принято 1 июня на совещании у премьера Дмитрия Медведева, рассказали два его участника. Тогда был утвержден узкий перечень товаров — аккумуляторные батареи, шины, бумага и лампы накаливания, для которых будет сбор в 5–10 % от стоимости, рассказывали «Ведомостям» чиновники, для остальных — 0 % до 2019 г. […].

Но Минприроды сможет вводить сборы и для других отходов, исходя из наличия в стране мощностей по их переработке, говорит участник совещания. Например, есть предприятия, которые уже занимаются утилизацией, и введение для некоторых товаров экологического сбора стало бы дополнительной мерой поддержки — создало бы спрос на их услуги, объясняет он. Представители Минприроды и профильного вице-премьера Александра Хлопонина отказались от комментариев.

[…]

Регуляторы должны вводить нормативы и сборы для отдельных товарных групп, исходя из наличия системы сбора отходов, а не мощностей по переработке, считает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Завод по переработке может существовать в любой из отраслей, но, чтобы он эффективно работал, необходимо загрузить его отходами, говорит он: некоторые виды электроники вообще невозможно найти на свалке, и даже выброшенные холодильники часто разбираются на цветные металлы, до того как они попадут на свалку. Главное препятствие для переработки потребительских отходов — отсутствие системы раздельного сбора бытовых отходов, согласен представитель Tetra Pak: доля твердых коммунальных отходов, направляемая на сортировку, ничтожна, но 90–95 % и этих отходов теряется. Нет системы раздельного сбора даже пластика и стекла, рассказывает Гуськов. Даже если мощностей для переработки будет достаточно, чтобы их загрузить, надо провести колоссальную работу по раздельному сбору отходов, резюмирует он.

Отказ от введения нулевой ставки экологического сбора для отдельных товаров приведет к росту цен на товары массового спроса, в том числе на продукты и детское питание — большая их часть упакована в бумагу, предупреждает представитель Tetra Pak. А производители будут вынуждены делать выбор в пользу более дешевых материалов с нулевым экологическим сбором, добавляет он. По прогнозам Минэкономразвития, после введения экологического сбора цены на товары широкого потребительского спроса в среднем увеличатся на 3–15 %.

Введение моратория — негативная мера, большая часть платежей предназначалась для того, чтобы заработали новые механизмы утилизации, спорит директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков. Теперь создание системы переработки откладывается до 2019 г., сетует он.

По словам законодателей, выступавших с докладами на прошедшей 26–28 мая 2015 г. Международной выставке-форуме по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике «ВэйстТэк-2015»[19], многие переработчики вторсырья требуют скорейшего утверждения нормативов утилизации, чтобы по максимуму использовать производственные мощности, в то время как производители и импортеры продукции, наоборот, настаивают на нулевом нормативе.

В заключение отметим, что в настоящее время обсуждается введение моратория на основной экологический платеж — плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если это действительно произойдет, можно будет считать, что система экологического контроля и надзора в стране потерпит полный крах. Любое дальнейшее ее развитие будет просто бессмысленным!



[1] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

[3] Здесь и далее выделено автором.

[4] См. Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/).

[5] Подробнее об этом также см.: Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14–28 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/458-FZ_proekty/(прим. редакции).

[6] http://regulation.gov.ru/project/22139.html.

[7] http://regulation.gov.ru/project/22140.html.

[8] http://regulation.gov.ru/project/22138.html.

[9] http://regulation.gov.ru/project/22142.html.

[10] http://regulation.gov.ru/project/22144.html.

[11] http://regulation.gov.ru/project/22145.html.

[12] Цит. по: http://regnum.ru/news/economy/1930206.html.

[13] Здесь и далее выделено авотором.

[14] Подробнее об этом см.: Ламихова М. Что такое ТКО и как с ними обращаться? // Справочник эколога. 2015. № 5. С. 12–19 (http://www.profiz.ru/eco/5_2015/TKO/).

[15] Цит. по http://ria.ru/economy/20150601/1067650893.html#ixzz3c6Ljvert.

[16] 1 июня 2015 г. (прим. автора).

[17] Выделено автором.

[18] Цит. по http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/06/10/595889-biznes-vse-zhe-mozhet-poluchit-rost-nagruzki-po-ekologicheskim-sboram.

[19] Подробнее об этом см.: Нельзикова Е.А. «ВэйстТэк-2015»: по горячим следам // Справочник эколога. 2015. № 7. С. 14–20 (прим. редакции).

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.