Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю никто не празднует день рождения.

Посмотреть все


Вы можете выбрать другой город для информера

Типовая программа дополнительного профессионального образования лиц, допущенных к обращению с отходами

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10 октябрь 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Всем экологам известно, что лица, ответственные за обращение с отходами на предприятии, должны пройти специальное обучение и получить документы о прохождении программы обучения.

Почему нужно обучаться?

Необходимость специального обучения установлена Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации[1], выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I–IV классов опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании[2].

 

Если при проверке такие «корочки» инспектору госэконадзора не представлены, предприятию грозит ответственность по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 29.07.2017), согласно которой несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления (а именно отсутствие обученных сотрудников) влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.;

• лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как видим, наказание довольно суровое, поэтому обучать персонал стараются все, хотя курсы по повышению квалификации для лиц, допущенных к обращению с отходами, стоят недешево.

 

Дополнительным стимулом является то, что одним из лицензионных требований для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности (подп. «г» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062).

Документы об обучении выдаются согласно Федеральному закону № 273-ФЗ.

 

Извлечение
из Федерального закона № 273-ФЗ

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

[…]
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
[…]

 

По задумке законодателя эколог, имеющий образование по специальности «Экология», в ходе освоения программы по обращению с отходами получает дополнительную компетенцию или повышает свой профессиональный уровень. Тогда как на деле такую программу должен осваивать и водитель мусоровоза, и работник цеха гальванической обработки, не имеющие первоначального образования по «природоохранным» специальностям.

В связи с этим нередко возникают спорные ситуации, которые разрешаются в суде с различными исходами.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 09.08.2012 генеральный директор Общества был признан виновным в нарушении требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, поскольку он допустил отсутствие профессиональной подготовки работников на право обращения с отходами I–IV классов опасности.

Работники Общества были обучены и имели свидетельства о повышении квалификации и о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами I–IV классов опасности, однако суд признал указанные свидетельства недостаточными, т.к. обучающие программы курса повышения квалификации имели меньше часов, чем положено по закону. Так, при повышении квалификации изучаются 4 дисциплины за 100 ч, а при получении профессиональной подготовки — 13 учебных дисциплин за 112 ч, также предусмотрены практические мероприятия и самостоятельная подготовка.

Решение суда: повышение квалификации допускается в отношении лиц, уже обладающих навыками и умениями в конкретной сфере деятельности с целью совершенствования имеющихся знаний, получения современных навыков и умений. Представленные свидетельства о повышении квалификации по курсу дополнительного образования «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» указывают лишь на повышении квалификации по программе дополнительного образования, но не являются документами, дающими право работы с отходами I–IV классов опасности, поскольку работники Общества не получали первоначального дополнительного профессионального образования по курсу «Обращение с опасными отходами».

 

Спорность терминов профессионального образования, обучения, повышения квалификации дает возможность различным образовательным учреждениям организовывать сомнительные курсы, результатом которых становится получение столь же сомнительных документов, не обеспечивающих право работы с отходами I–IV классов опасности.

Помимо этого, путаница возникает еще и потому, что в одних образовательных учреждениях выдают свидетельства о повышении квалификации, в других — свидетельства о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки, в третьих — удостоверения и сертификаты. Ранее Федеральный закон № 89-ФЗ требовал наличия свидетельств (сертификатов), сейчас — просто документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Надлежащим подтверждением профессионального обучения суды чаще всего признают сертификаты, свидетельства, удостоверения, однако есть случаи, когда предприятия попадали под штрафные санкции (особенно если пройденные курсы не соответствовали требованиям законодательства по продолжительности обучения и перечню изучаемых предметов).

Кому нужно обучаться?

Еще одним проблемным моментом является количество работников, которых необходимо обучать обращению с отходами. На многих предприятиях в каждом цехе в результате той или иной операции образуются остатки сырья, упаковка, некондиционная продукция, иными словами — отход. Например, если работники собирают остатки сырья, они осуществляют сбор отходов. В случае если предприятие транспортирует свои отходы за пределы промплощадки либо обезвреживает их на собственном производстве, то круг лиц, задействованных в процессе того или иного этапа обращения с отходами, разрастается чуть ли не до размеров всего коллектива предприятия. Возникает резонный вопрос: нужно ли обучать всех работников? Федеральный закон № 89-ФЗ не дает прямого ответа на этот каверзный вопрос.

Обучать большое количество работников — непомерно затратное мероприятие. Судебная практика в спорных моментах чаще всего оказывается на стороне контролирующих органов, требующих, чтобы все лица, «дотронувшиеся» до отхода, были обучены по соответствующей программе.

 

[1] Выделено автором.

[2] В соответствии с пп. 12 и 13 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ):

профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

© 2006—2017, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.