Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
Журнал «Справочник эколога»
buhgalter-info.ru
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru

В ближайшую неделю никто не празднует день рождения.

Посмотреть все


Вы можете выбрать другой город для информера

Изменения в законодательстве о водоснабжении и водоотведении

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 10 октябрь 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

В статье рассмотрим, что поменял Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступит в силу 01.01.2019; далее — Федеральный закон № 225-ФЗ) в законодательстве о водоснабжении и водоотведении.

 

Федеральным законом № 225-ФЗ внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:

 

• Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ);

• Федеральный закон от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ;

• Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ);

• Водный кодекс Российской Федерации (далее — ВК РФ).

Новые понятия

Федеральным законом № 225-ФЗ введены следующие понятия:

локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);

нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации);

централизованная система водоотведения поселения или городского округа — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.

Также из текста Федерального закона № 225-ФЗ следует, что под технологически нормируемыми веществами понимаются вещества, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

Изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ

Многочисленные изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ главным образом связаны с переводом нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) для абонентов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) в нормативы состава сточных вод.

При этом нормативы состава сточных вод устанавливаются для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Нормативы состава сточных вод

На замену природоохранной гл. 5 Федерального закона № 416-ФЗ вводится новая гл. 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Так, в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Указанные нормативы устанавливаются для любых объектов абонентов, за исключением:

• жилых домов;

• многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ);

иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — Правила).

 

КСТАТИ

В настоящий момент Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, не разграничивают абонентов по необходимости устанавливать НДС в зависимости от объемов сбрасываемых сточных вод; категории таких абонентов вводит гл. 5 Федерального закона 416-ФЗ, которая с 01.01.2019 утратит силу. Возможно, в этом же ключе будет определена категория объектов абонентов, попадающих под формулировку «иные объекты», кого установление нормативов состава сточных вод не затронет.

 

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения.

В связи этим Правительству Российской Федерации предстоит скорректировать Правила, которые с 01.01.2019 должны будут определять в том числе:

• порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод;

• особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ;

• порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов.

 

План снижения сбросов

План снижения сбросов не является нововведением, но теперь он не будет относиться к абонентам, для которых устанавливаются лимиты на сбросы.

Абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод 2 и более раза в течение 12 месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в 3 и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом.

Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов.

Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования будут установлены Правительством Российской Федерации. Пока лишь только обозначены мероприятия, включаемые в план.

При отсутствии у абонента плана снижения сбросов, разработанного и согласованного в указанный выше срок, или его неисполнении, а также в случае неоднократного (2 раза в течение года) недопуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к месту отбора проб сточных вод для проведения в установленном порядке контроля их состава и свойств организация, осуществляющая водоотведение, в течение 15 календарных дней по истечении указанных сроков или с даты второго недопуска информирует об этом соответствующий орган госэконадзора. А это является основанием для проверки абонента и привлечения его к ответственности.

Будем надеяться, что принятые сроки согласования в Росприроднадзоре не коснутся планов снижения сбросов и не повлияют на возможность абонента исполнить волю законодателя.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Федеральный закон № 225-ФЗ обременяет абонентов обязанностями по разработке, утверждению и реализации сразу двух планов — плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод (в установленных Правилами случаях).

 

Плата за сверхнормативные сбросы

Порядок исчисления платы за сверхнормативные сбросы пока остается неизменным (но изменения в существующий порядок могут быть внесены Правилами). При этом традиционно меняется формулировка, касающаяся внесения абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Так, в отношении загрязняющих веществ, сброшенных в ЦСВ, внесение абонентами платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.

Плату за сверхнормативные сбросы вносят абоненты организации, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами.

Правила будут устанавливать и другие аспекты взимания платы.

Изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ

Нормирование сбросов объектов ЦСВ поселений или городских округов

Федеральным законом № 225-ФЗ дан в новой редакции еще не вступивший в силу п. 5 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (уже в более конкретном, а не отсылочном варианте).

Так, для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР) устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений ЦСВ поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.

Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Помимо этого, ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ будет дополнена п. 5.1, согласно которому для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них КЭР в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном для объектов I категории.

Пункт 7 ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ также из отсылочного стал конкретным: при невозможности соблюдения технологических нормативов (НДС технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются временно разрешенные сбросы на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы).

В результате дополнения п. 2 ст. 44 Федерального закона № 7-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений также должны приниматься меры по обеспечению, в т.ч. с использованием ЦСВ, сбора и очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сток которых осуществляется с территорий поселений.

 

Программа повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды для объектов ЦСВ поселений или городских округов

Напомним, Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было введено требование о необходимости разработки программ повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и планов мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий).

Федеральным законом № 225-ФЗ конкретизированы нормы еще не вступивших в силу нововведений. Отдельный спектр изменений Федерального закона № 7-ФЗ связан с необходимостью учета новых форм для объектов ЦСВ поселений или городских округов в действующем законодательстве. В соответствующие нормы добавлена необходимость учета или включения в пакет документов, необходимых на период поэтапного достижения нормативов, программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.

Статья 67.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ дополнена п. 13: программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и НДС технологически нормируемых веществ.

Сведения об очистке сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, информация о программах повышения экологической эффективности, планах мероприятий по охране окружающей среды, об итогах реализации этих программ и планов не реже одного раза в год публикуются органом местного самоуправления в СМИ и размещаются на официальном сайте муниципального образования (в случае отсутствия такого сайта — на сайте субъекта Российской Федерации).

 

Плата за НВОС за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов. Возмещение вреда окружающей среде

Статья 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ дополнена п. 6.1, который вводит дополнительные коэффициенты при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов.

Также определено, что из суммы платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, вычитаются:

• затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за НВОС в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за НВОС;

• сумма, на которую была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Указанные затраты организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, и сумма, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, учитываются в последующие отчетные периоды, в т.ч. за пределами сроков выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.

Также Федеральный закон № 7-ФЗ дополнен ст. 78.1 «Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов», в соответствии с которой вред возмещается в полном объеме абонентами ЦСВ, а если причинитель вреда (абонент) не известен — организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов.

Отсылка к порядку возмещения вреда, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, позволяет предположить, что вред будет возмещаться организациями, эксплуатирующими ЦСВ, в особом порядке, а не как сейчас — по Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (далее — Методика), по которой выставляются сотни миллионов рублей. Этот тезис подтверждается изменениями, вносимыми в ВК РФ.

Изменения в Водный кодекс

В ВК РФ включено требование о соблюдении технологических нормативов.

Также отмечено, что Методика должна учитывать особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через ЦСВ поселений или городских округов, установленные законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Попутно исключен запрет сброса сточных вод в границах рыбоохранных зон.

Изменения в Федеральный закон № 166-ФЗ

Федеральным законом № 225-ФЗ внесено изменение, не относящееся к общей тематике изменений, но очень важное по своей сути.

Так, изменения, вносимые в Федеральный закон № 166-ФЗ, направлены на исправление ныне существующей ситуации, когда любая дренажная канава в промзоне может быть признана объектом рыбохозяйственного значения:

 

Федеральный закон № 166-ФЗ

(в настоящей редакции)

Федеральный закон № 166-ФЗ

(в редакции Федерального закона № 225-ФЗ)

Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения

 

[…]

3. К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы[1] для добычи (вылова) водных биоресурсов.

[…]

Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения

 

[…]

3. Критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

[…]

 

При этом 01.01.2019 утратит силу п. 4 с. 17 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которому категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Будем надеяться, нормативный акт, устанавливающий критерии отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, будет адекватно распределять водные объекты на рыбные и нерыбные категории, не приводя к абсурдным ситуациям при использовании предприятием нерыбных объектов или даже нахождении в районе их размещения.

Вывод

Поскольку заявленная дата вступления в силу изменений — 01.01.2019, пока правовых последствий новые нормы не несут. Стоит иметь в виду, что значимые изменения могут возникнуть при приведении Правил в соответствие с Федеральным законом № 225-ФЗ. Однако учитывая, что дата вступления в силу предыдущих изменений несколько раз передвигалась, но так и не наступила, можно не торопиться с обдумыванием того, как соблюсти новые правила. Возможно, они также будут изменены.

 

[1] Выделено автором.

© 2006—2017, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник эколога».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.